Президент Грузии Михаил Саакашвили за две недели до встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым заявил, что выход из «очень серьезной и сложной» тупиковой ситуации должен быть найден вместе с Россией, так как ключи от конфликтов сегодня находятся в России.
Встреча Михаила Саакашвили и Дмитрия Медведева запланирована 6-7 июня в Санкт-Петербурге в рамках неформального саммита лидеров стран СНГ.
Выступая на сегодняшнем заседании Совета национальной безопасности Михаил Саакашвили выделил три основных вопроса, которым грузинская дипломатия должна подготовить почву до встречи с президентом России.
«Это должно основываться на восстановлении положения до 16 апреля, т.е. аннулирования тех абсолютно незаконных действий, которые практически предусматривали прекращения понятия юрисдикции Грузии на территории Грузии со стороны Российской Федерации; Это подразумевает вывод дополнительных незаконных формирований с территории Грузии и это подразумевает серьезный разговор о замене существующего формата, а не просто мегафонную дипломатию», — заявил Михаил Саакашвили.
«Я также хочу опробовать это с самим новым президентом России. Я думаю, что в наши интересы и интересы России, в том числе и президента России, входит, и надеюсь, что все шаги будут сделаны, чтобы разрядилась существующая ситуация. Ситуация остается очень серьезной, очень сложной, и последняя дипломатическая и реальная активность на месте подтверждает все это», — заявил он.
По его словам, основные ключи от урегулирования конфликта сегодня находятся в руках России.
«Тут главные ключи находятся в руках России. По этому поводу ни у кого не должно быть иллюзий. И нам нужно вместе с Россией хорошо разобраться в ситуации и искать выход из тупика. В тупик нас ввело то решение, которое было принято 16 апреля», — отметил президент.
По его словам, миротворческий процесс должен сдвинуться с точки реально, и угроза эскалации должна ослабеть.
«Мы должны работать теперь в круглосуточном режиме, дождаться встречи с президентом Медведевым, пока примем какое-либо решение», — заявил Саакашвили, — «Но, вполне очевидно, что Грузия не останется в таком положении, когда все мы сидим в нашими международными партнерами вместе и ждем очередных провокаций, очередных результатов незаконного решения от 16 апреля».
Он также затронул и необходимость пересмотра «неэффективных» миротворческих форматов, в которых ведущую роль играет Россия, как с переговорной точки зрения, так и с точки зрения миротворческих операций.
Сегодняшний формат аннулирован, фактически, самой Россией потому, что Россия, которая с одной стороны, заявляет претензию на миротворческую роль, и с другой стороны, осуществляет вооруженные акты в отношении того же государства, в котором имеет претензию на миротворческую роль, практически аннулирует эту миротворческую роль. И это уже юридически подтвержденный факт всеми соответствующими международными организациями», — заявил Михаил Саакашвили.
По его словам, грузинская дипломатия должна исчерпать все возможности, как с Россией, так и с западными партнерами в связи с пересмотром формата, так как «это является сложным решением, связанным с большой ответственностью».
«Нам нужны более интенсивные консультации со всеми международными партнерами, чтобы консультации по изменению формата проходили конструктивно, и не были бы связаны с какой-либо эскалацией», — сказал Саакашвили, — «Но, со своей стороны, сохранение этого формата связано с серьезным риском для безопасности, а также риском дальнейшего углубления эскалации. Поэтому, мы, практически, этими последними действиями ограничены в выборе и возможностях маневрирования».
На заседании СНБ государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что подготовлен пакет предложений, который предусматривает ввод европейских полицейских сил в зону конфликта вместо российских миротворцев.
«В Европе было такое ощущение, как минимум, что русские уже не являются беспристрастной стороной и это заключение ООН, кажется подтвердило это», — заявил Госминистр президенту, — «Мы ведем с европейцами интенсивную беседу о том, чтобы заменить миротворческую операцию гражданской операцией, и чтобы вместо российских миротворцев вошли европейские полицейские силы».
Опираясь на свои встречи в Москве, которые он проводил 16-17 мая, Якобашвили заявил, что в самой России не сформирована позиция по пересмотру форматов.
«У меня возникло впечатление, что Россия не принимала какого-либо решения по этому вопросу, они ждут каких-то новых сигналов, но мне кажется, хорошо понимают, что существующие форматы уже не работают и они исчерпали себя», — отметил Якобашвили.