Site icon Civil.ge

ОБСЕ обсудила нарушение Россией воздушного пространства Грузии

На специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 июля обсуждался вопрос о нарушении российским военным самолетом воздушного пространства Грузии над территорией Южной Осетии.

На заседании также был выслушан доклад специального представителя действующего председателя ОБСЕ Хейки Талвитие. Последний посетил Тбилиси и Москву на прошедшей неделе.

Россия 10 июля признала, что нарушила воздушное пространство Грузии, и предотвратила тем самым силовой развитие ситуации в Цхинвальском регионе, охладив «горячие головы в Тбилиси». По заявлению российской стороны, она также предотвратила запланированное грузинской стороной вторжение в Южную Осетию в ответ на задержание осетинской стороной четырех грузинских военных.

На заседании Постоянного совета ОБСЕ  российская делегация продолжила оправдание полета российского самолета той необходимостью, что было предотвращено военной вторжение грузинской стороны.

«Российская сторона приняла решение направить самолет ВВС, который осуществил кратковременный полет над зной конфликта с целью выяснения ситуации», — заявил на заседании в Вене исполняющий обязанности представителя России Владимир Воронков, — «Эта превентивная мера, которая властями Грузии была воспринята адекватно, сделала возможным  предотвращение силового сценария и возможного кровопролития».

Посол Грузии в ОБСЕ Виктор Долидзе заявил на заседании, что аргументы России вокруг «акта агрессии» слабы и опираются на «спекулятивной информации» якобы грузинская сторона планирована военное вторжение.

Он отметил, что соглашение с югоосетинской стороной об освобождении задержанных грузинских четырех военнослужащих было достигнуто уже к 15.00 часам 8 июля.

«Эти полеты уже не могли служить той цели, о которой говорится в заявлении МИДа России, так как к тому времени все задержанные уже направлялись к дому», — заявил Виктор Долидзе.

В ответ на то заявление России, что военный самолет был отправлен с целью «определения ситуации» на месте, Виктор Долидзе отметил, что те самолеты, которые влетели в воздушное пространство Грузии, не могут осуществлять разведывательные полеты.

«В частности, полеты были осуществлены на высоте 6000 метров, что почти исключает определение чего-либо на суше визуально, особенно, если учесть потемнение вечером», — заявил грузинский дипломат, — «И, наконец, немаловажным фактом является то, что у грузинской стороны есть множество доказательств, в том числе и радарные данные, того, как осуществляют российские самолеты воздушную разведку нашей территории без полетов над нашей территорией, во время полетов вдоль государственной границы Грузии».

По словам Долидзе, открытое признание нарушения Россией воздушного пространства Грузии указывает на желание Москвы показать мировому содружеству, что «существуют страны, которые Российская Федерация считает «сферой своего влияния», в которых она может поступать так, как захочет, и где международное содружество ничего не сможет сделать».

В своих выступлениях представители французского председательства ЕС и США осудили действия России в связи с отправкой военного самолета на суверенную территорию Грузии.

Хотя, их заявления отличались в той части, которая касалась необходимости возобновления переговоров.

В то время, когда ЕС призвал к немедленному возобновлению переговоров «во всех существующих форматах, включая СКК», США призвали к переговорам с участием Временной администрации Южной Осетии, которую возглавляет Дмитрий Санакоев, и которую Цхинвали и Москва считают «марионеткой» Тбилиси.

«Мы должны призвать к возобновлению переговоров с участием центральных властей Грузии, Временной администрации Южной Осетии, ОБСЕ и других заинтересованных сторон», — заявил на заседании американский дипломат Сэмюель Леучли.

Смешанная контрольная комиссия, которая объединяет грузинскую, югоосетинскую, российскую и североосетинскую стороны, является единственным переговорным форматом в настоящее время. В начале марта Тбилиси заявил, что не будет участвовать в переговорах в формате СКК.

Грузинская сторона настаивает на замене этого формата формулой 2+2+2, в которую войдут: грузинская сторона и правительство Дмитрия Санакоева; Российская сторона и де-факто власти Южной Осетии; ОБСЕ и ЕС. Москва и Цхинвали выступают против этой инициативы.