Site icon Civil.ge

Убежище для беженцев в Гори переполнено – УВКБ ООН

Возможности размещения дополнительного числа людей в городке для беженцев в г. гори исчерпаны, — заявило УВКБ ООН 2 сентября, и отмечает, что обеспокоено в связи с гуманитарными условиями в Гори и на прилегающих территориях.

УВКБ ООН заявило, что 4200 человек зарегистрированы, как вынужденно перемещенные лица из т.н. «буферной зоны», расположенной между г. Гори и административной границей Южной Осетии, где обстановку контролируют российские войска.

Предварительные оценки агентства ООН указывают, что до 450 человек были вынуждены бежать из своих сел и укрыться в Гори в связи с «массовыми фактами мародерства со стороны вооруженных формирований… избиения, притеснения, ограблений и сжигания их домов».

«Остальные 3750 человек возвращались в свои дома из Тбилиси и других регионов Грузии, куда им пришлось бежать во время конфликта в Южной Осетии, но были вынуждены остановиться в г. Гори, когда не смогли войти в Буферную зону», — заявляет УВКБ ООН.

Около 1200 беженцев проживают в палаточном городке УВКБ ООН в гори; 1000 человек приютили местные жители и до 2000 человек перераспределены в 22-х местах компактного расселения вокруг города, — сообщает УВКБ ООН.

Представители местных властей недавно заявили, что до наступления зимы планируют поставить коттеджи для беженцев в Гори.

Аналитик и журналист Ия Антадзе, которая также работает и для Радио «Свобода», заявила, что официальная политика в отношении беженцев указывает на долгосрочный подход властей Грузии к потерянным территориям.

Ниже приводится полный текст комментария Ии Антадзе, который она дала Радио «Свобода» 2 сентября:

«Сегодня, возможно, принимающие решения первые лица не знают, чего изберет Грузия – войну или мир. В течение предыдущих лет от властей поступали, как мирные предложения к Абхазии и осетинам, так и обостренная патриотическая риторика и особый акцент на вооружение. Возможно тогда об этом мы много и не думали, но если взглянуть с сегодняшнего дня, одним из примечательных вопросов, который указывал на выбор властей, было отношение к беженцам.

Беженцы т.н. первой волны, те люди, которые бежали из Осетии и Абхазии на стыке 80-90-х гг, по большей части и сегодня проживают в местах компактного расселения.

Несмотря на то, что за последние годы частные инвесторы начали процесс их выселения из некоторых зданий и расселения в других местах, но, это не было целенаправленной политикой государства. До сегодняшнего дня существуют специальные школы для детей из семей беженцев, а также до сегодняшнего дня остались места компактного расселения, как в Тбилиси, так и в регионах.

В итоге, получилось, что бежавшие из селений люди, основным занятием которых было земледелие, государством были расселены в многоэтажных зданиях, чем они были обречены на самоадаптацию, часто на безработицу и комплекс неполноценности.

Сегодня, после появления новой волны беженцев, пришедшие им на помощь из Европы люди предлагают грузинскому обществу следующий план – выделить все еще находящиеся во владении государства земельные участки для того, чтобы выдворенные из ущелья люди расселились компактно на земле. А европейцы найдут для них средства для постройки домов и создания полноценной инфраструктуры. Фактически, вышедшие из одной деревни люди смогут на новом месте создать новое селение.

У этого предложения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Дело в том, что если государство поселит беженцев на землю, это будет означать признания потери на длительное время оставленных ими территорий.

Беженцы 90-х гг. долго спорили с властями – скажите нам сроки, когда вернете нас назад, и прошло много лет, пока они поняли, что назвать какие-либо сроки было невозможно, а ведь людям зачастую приходилось жить в абсолютно чужих для них, иногда нечеловеческих условиях, и они не могли представить, что такая жизнь могла продлиться надолго.

И сегодня власти заявляют, что для беженцев из Цхинвальского региона до наступления зимы в Гори построит коттеджи, и вынужденно перемещенные лица будут расселены в этих коттеджах.

«Коттеджизация» беженцев означает их отрыв от земли, их обречение на безработицу и высокие криминальные риски в местах компактного расселения. Заселение беженцев в жилые дома городского типа, в первую очередь, означает их обнадеживание, что государство вскоре всем семьям вернет их естественное жилье.

Пока бежавшие из селений люди будут жить в построенных в городе коттеджах, и тема беженцев будет постоянно активной, у страны не останется другого пути, кроме усиленного вооружения и подготовки к новой войне, но если государство найдет в себе силы и ресурсы поселить бежавшее из селений население снова в селах, вернуть их к своей естественной среде, и предоставить им возможность жить на доходы от собственного труда, это будет реальной заявкой на мирную политику, но, с другой стороны, этим шагом государство признает свою неспособность к скорому возвращению потерянных территорий.

Сейчас у Грузии два пути – к войне или к миру. Расселение беженцев по коттеджам – это косвенный, но все-таки путь подготовки к войне, а их расселение на земли, создание новых селений – это признак мирной политики.

Европейцы предлагают грузинскому государству именно этот второй путь, и обещают большую помощь. Сами беженцы в личных беседах подтверждают, что для них более приемлемо поселиться на земле, чем в коттеджах. Теперь очередь за лицами, принимающими решение».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)