Правительство Грузии 17 ноября распространило заявление, которым пытается развеять те сообщения, которые появились в некоторых западных СМИ в связи с началом августовской войны.
Англоязычное заявление, которое, очевидно, более рассчитано для западных СМИ, а не для внутреннего потребления, касается, в основном, статьи, опубликованной в газете New York Times. Статья ставит под сомнение официальную версию Тбилиси о начале войны.
«Несколько спорных информаций поставили под сомнение истинность хорошо аргументированных заявлений Грузии о том, что боевые действия начала Россия», — говорится в заявлении правительства Грузии, в котором также отмечается, что перед Женевскими переговорами особенно необходимо «подчеркнуть информацию независимых источников, которая подтверждают военную и политическую агрессию России».
В заявлении говорится, что его целью является пролить свет на «неправильную и неточную информацию», которая в последнее время распространяется некоторыми СМИ. В заявлении также отмечается, что необходимо проведение «всеобъемлющего и беспристрастного расследования».
Президент Грузии Михаил Саакашвили 7 августа около 19.0 часов издал приказ об одностороннем прекращении огня. В тот же день в 20.30 часов Министерство внутренних дел Грузии распространило информацию о бомбардировке грузинского села Авневи, а позже МВД также заявило, что в 22.15 бомбардировке подверглось село Приси. По заявлению представителей властей Грузии, в 22.30 президент Грузии издал приказ о подавлении огневых позиций югоосетинской стороны.
New York Times со ссылкой на слова наблюдателей ОБСЕ сообщала, что наблюдатели не слышали звука бомбежки грузинских сел до тех пор, пока грузинская сторона не начала бомбардировку Цхинвали. «Из тех четырех сел, о которых говорит грузинская сторона, что они подверглись бомбардировке, как минимум, двое расположены недалеко от Офиса наблюдателей (ОБСЕ) в Цхинвали, и наблюдатели, предположительно, там могли услышать звуки артиллерийского огня с близлежащих территорий», — пишет газета со ссылкой на оценки наблюдателей ОБСЕ.
Правительство Грузии отмечает в распространенном 17 ноября заявлении, что эти доказательства противоречат опубликованному ОБСЕ докладу 8 августа с места (т.н. Spot Report). Такие «доклады с места» представляли собой регулярную информацию наблюдателей ОБСЕ из зоны конфликта, в которых они описывали ситуацию на месте.
В заявлении правительства Грузии приводится цитата из доклада (Spot Report) ОБСЕ, датированного 8 августа: «приказ президента Саакашвили об одностороннем прекращении огня 7 августа около 19.00 часов было выполнено стабильно, а также соблюдалось (прекращение огня) и югоосетинской стороной в течение нескольких часов, но стрельба возобновилась в 22.00 ч».
В том же докладе, полная версия которого стала доступной «Civil.Ge» также говорится: «незадолго до наступления полуночи интенсивному огню подвергся центр Цхинвали, предположительно из систем типа «Град», и из расположенных вне зоны конфликта артиллерийских систем. (Снаряд) попал также и в Цхинвальский офис миссии (ОБСЕ) и оставшиеся там трое международных сотрудников укрылись в подвале (офиса)».
Правительство Грузии заявляет, что оставшиеся в Цхинвали трое сотрудников ОБСЕ не могли услышать звуки бомбардировки грузинских сел – Авневи, Курта и Приси – из минометов, так как эти села расположены на расстоянии 10 километров от Цхинвали. Села Авневи и Курта расположены сравнительно далеко от Цхинвали, но село Приси, согласно другому докладу ОБСЕ, «расположено в двух километрах восточнее Цхинвали».
Примечательно, что 18 ноября вечером власти Грузии распространили исправленную версию заявления, в которой уже не идет речи о том, конкретно, на каком расстоянии находятся данные села от Цхинвали. Вместо этого, в исправленном варианте заявления отмечается: «из-за расстояния и горного ландшафта, находящиеся к тому времени в Цхинвали трое наблюдателей ОБСЕ не могли услышать звуки бомбардировки данных сел».
В заявлении правительства Грузии также говорится со ссылкой на последние заявления представителей ОБСЕ, что лишь при наличии трех наблюдателей на месте у организации не было достаточно ресурсов, чтобы подтвердить или не подтверждать обвинения о нарушении прекращении огня.
Министр иностранных дел Финляндии, действующий председатель ОБСЕ Александр Стубб на проведенной 12 ноября в Москве пресс-конференции заявил, что малый контингент наблюдателей ОБСЕ в Цхинвали не смог бы определить то, кто начал войну.
«Не мое дело рассуждать о том, кто начал войну или как начал ее», — заявил он, — «ОБСЕ не является разведывательной службой. К сожалению, наши возможности очень ограничены».
New York Times также сообщала со ссылкой на оценки наблюдателей ОБСЕ, что расположенные в зоне конфликта наблюдатели ОБСЕ 7 августа к 15.00 часам видели в большом количестве артиллерийскую технику и ракетные системы грузинской стороны, которые были сосредоточены в окрестностях сепаратистского региона.
Правительство Грузии отметило в заявлении, что перемещение грузинских военных сил и техники произошло в ответ на два факта: «7 августа в 14.00 часов были убиты двое грузинских миротворцев и восемь гражданских лиц в то время, когда был открыт огонь по посту в Авневи и села Хетагурово (контролируемого осетинской стороной). ОБСЕ подтвердила, что в этих местностях на самом деле имела место стрельба, и к тому же получила запись телефонных разговоров между сепаратистами, в которой подтверждается наличие жертв среди грузин. В 14.30 власти Грузии получили разведывательную информацию, что части российской регулярной армии вошли на территорию Грузии и другие силы приведены в боевую готовность».
В своем заявлении правительство Грузии также отвечает на редакционную статью, которая 11 ноября была опубликована в Boston Globe и International Herald Tribune (обеими ими владеет New York Times Company), в которой говорится: «неминуемым заключением является то, что Саакашвили начал войну, а потом солгал об этом».
«Такое заявление представляет всю историю лишь в неполном контексте, который не учитывает важнейшие аспекты, в том числе и проводимые в течение многих лет политические и военные провокации», — заявляет правительство Грузии. В частности в заявлении грузинского правительства говорится, что необходимо учесть массовую эвакуацию гражданских лиц из Цхинвали со 2 августа; военные учения и размещение российских сил у границ Грузии; факты нарушения Россией воздушного пространства Грузии, бомбардировки территорий Грузии и строительство российских военных баз в Цхинвали и Джава.