Отвечая на вопросы населения страны 23 января, президент Михаил Саакашвили, в основном, говорил о социальных проблемах, оппозиции, бывших союзниках, войне с Россией, а также о том, какими СМС сообщениями обменивался он с премьер-министром и председателем Парламента во время их болезни.
Телеконференция, в ходе которой вопросы президенту задавались по телефону, СМС сообщениям и электронной почте, а также путем прямых включений, продолжалась на час больше запланированного времени – более четырех часов. Находившийся в студии Первого канала Общественного вещателя Грузии президент отвечал также и на вопросы группы журналистов, которые собрались в студии телекомпании «Рустави-2».
Россия
В ходе передачи, которая была похожа на ежегодные телеконференции с населением нынешнего премьер-министра России Владимира Путина во время его президентства, Саакашвили своего бывшего российского коллегу и нынешнего влиятельного премьер-министра упомянул несколько раз.
В одном случае Саакашвили заявил, что со времен шаха Персии Аббаса у Грузии не было такого врага, как Путин. А во второй раз Саакашвили заявил: «если представим, что мечта Путина сбылась, и Игорь Гиоргадзе приехал сюда (как лидер Грузии), грузинский народ не свыкнется с этим, так как мы свободолюбивая нация». Он также заявил, что путинская Россия использует те же методы, которыми пользовался Советский Союз против «рейгановской Америки».
В одном из видео-вопросов, записанных заранее, одна гражданка, по словам которой, она является беженкой, спросила президента о своем предвыборном обещании, которое касалось объединения Грузии до истечения его президентского срока в 2013 году. Некоторые оппоненты президента недавно призвали Саакашвили публично признать, что после августовской войны он потерял шанс на объединение Грузии за его президентский срок.
В ответ на это Саакашвили заявил: «мой президентский срок истекает в 2013 году и до 2013 года все грузинское государство будет работать для того, чтобы наше главное желание, наша мечта сбылась бы – чтобы произошла деоккупация Грузии и произошло бы мирное решение конфликтов».
По словам Саакашвили, августовская война была «огромной трагедией» в его личной жизни.
Он подверг критике тех, кто использовал термин «августовские события», и заявил, что «это была война.. борьба за нашу свободу, которая вновь продолжается».
Он также заявил, что Россия желает повода, чтобы снова напасть на Грузию, «но это у них не получится». Хотя, он также заявил, что на фоне обвала российской экономики, шансов на новую российскую агрессию очень мало. «Но, такая вероятность, естественно, существует всегда», — добавил Саакашвили.
«Днем и ночью все их мысли направлена на то, чтобы опубликовать все что угодно про Саакашвили, доказать, что он такой, сумасшедший, дикий, вызвать тут внутренние беспорядки, очернить нас в международной прессе, бороться с нами в международных организациях», — заявил Саакашвили, — «Наша война закончится тогда, когда оккупанты покинут грузинскую землю. Наша борьба продолжается».
Он также не дал надлежащей оценки той критике, которая связана со сделкой о совместном управлении Ингури ГЭС российской «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Грузией. «ИНТЕР РАО управляет (Тбилисской электрораспределительной компанией) ТЭЛАСИ, и что?», — сказал он. Саакашвили защитил сделку, заявив, что это будет гарантом беспрерывного снабжения электричеством с ГЭС.
Оппозиция, бывшие союзники
Саакашвили заявил, что несмотря на требование оппозиции, он не собирается уходить в отставку.
«Моя отставка в 2007 году была ошибкой. Люди получили ложную надежду, что каждый раз, как только кто-то профинансирует или призовет к чему-то, правительство сможет уйти. Появилась ложная иллюзия, что каждый раз, когда достаточно малость поколебать, нервы откажут и уйдут. Как бы не так», — заявил Саакашвили.
По его словам, стабильность конституционных сроков является главной основой долгосрочного будущего страны. «Мой срок истекает в 2013 году и после 2013 года я уже не будут президентом», — заявил Саакашвили.
На вопрос, почему ушли несколько его бывших союзников в оппозицию, Саакашвили ответил, что ни один из них «по своему желанию» не покидал власти. «Их отправили в отставку», — заявил Саакашвили.
Он также отметил, что эти политики лишь после того начали идти в атаку против него, как их уволили с должностей. «Слышали ли когда-нибудь, чтобы они говорили что-то подобное будучи в правительстве?», — сказал Саакашвили.
По его словам, в общем, это нормальный процесс, так как «правящая команда» объединена вокруг основных принципов, и в команде нет места для тех, кто не следует этим принципам.
«Наша команда очень крепка потому, что в течение последних 5 лет принципы этой правящей команды не менялись. Каковы эти принципы? Нет коррупции и никто не сможет сказать, что правящая команда в Грузии коррумпирована… И никто не скажет, что в Грузии есть правящая команда, которая не слушает народ, и не служит грузинскому народу. Это не клан, который является лояльным лично к Саакашвили».
«Если кто-то не привыкает к этим принципам, он немедленно должен уйти из правительства», — добавил он.
По его словам, варианты для будущей карьеры этих политиков, которые покинули правительство, ограничены, и они могут «выращивать капусту», писать мемуары, или уйти в оппозицию. Тут он упомянул бывшего председателя Парламента Нино Бурджанадзе, и заявил, что она молодая женщина, имея в виду, что для нее пока еще рано писать мемуары.
«Очевидно, у этих людей в некоторых случаях короткая память, и иногда путают факты и события, и поэтому, будет лучше, если не будут писать мемуаров», — сказал он в шутливом тоне.
Он также заявил, что с не встречался с Ираклием Аласания после того, как последний покинул пост посла Грузии в ООН. Аласания в декабре заявил, что он ушел в отставку в связи с противоречиями, возникшими с президентом Саакашвили по основным вопросам.
Саакашвили заявил, что «не встречался с Аласания и скажу почему, потому, что главной задачей сегодня для меня является не заматывание политических интриг. Главной задачей сегодня является, чтобы экономический кризис не прошел через страну, и чтобы не радовался этому наш враг».
Далее он продолжил разговор о тех оппозиционных партиях, которые не имеют представительства в Парламенте, и отметил, что они очень радуются, когда «мы отпускаем нашего футболиста, который не смог забить гол». Он имел в виду бывших членов своей администрации.
«У оппозиции объявлен тендер, кто будет их лидером, прозрачный и доступный для всех. Говорят, что лидера нет, и ищем лидера, и потом удивляются, что у них возникают проблемы», — продолжил он.
Саакашвили попытался придать больше веса парламентской оппозиции, заявив, что «основная политическая борьба ведется в Парламенте».
«Парламентская оппозиция является самой популярной политической силой после правящей партии, согласно последним опросам», — добавил он.
Далее он опроверг обвинения о недостатке свободы СМИ и заявил, что Грузия является демократической европейской страной. По его словам, индикатором свободы слова является то, моет ли оппозиция донести свое послание избирателям в масштабах страны.
«Если я являюсь Гугава, Кукава (фамилии представителей оппозиции) и т.д. любы другим, и мне приснилось что-то, и утром думаю, что до вечера я, Гугава должен поделиться с этим мнением с населением, сколько людей в Грузии будет знать о сне Гугава? Минимум половина населения, кто смотрит телевизор», — заявил он.
«Когда из телевизора рассказывают, что у нас нет свободы, только об этом рассказывают в течение трех часов по телевизору, смешно», — заявил Саакашвили.
Его попросили прокомментировать опубликованное в New York Times интервью, в котором он заявил: «если бы я был в оппозиции, это правительство я бы сверг за три месяца».
По словам Саакашвили, он такого не говорил.
«На самом деле не говорил, я сказал то, что в течение трех месяцев я бы создал проблемы правительству Грузии. Я увидел, что оппозиция немного скучала, и я немного взбодрил их и полушутя сказал New York Times, я на самом деле не говорил о свержении. Лишнего я не должен себе позволять, и у фантазии есть пределы», — заявил Саакашвили.
«Сплетни» о премьер-министре
На вопрос по поводу информации в прессе о предположительном споре между Саакашвили и премьер-министром Григолом Мгалоблишвили, президент ответил, что это были сплетни. Согласно этой информации, отправление Мгалоблишвили в Германию на лечение было лишь поводом уже во второй раз в этом месяце, в то время, когда реальной причиной было его желание уйти в отставку после инцидента, случившегося между ним и президентом. По словам Саакашвили, существуют люди, которые днем и ночью только о том и думают, как придумывать такие сплетни.
Он также рассказал о состоянии здоровья председателя Парламента Давида Бакрадзе, и рассказал обществу, как они шутили по этому поводу, отправляя друг другу СМС сообщения. Далее Саакашвили из пиджака достал сотовый телефон и прочел СМС сообщения, которыми он обменивался с премьер-министром и председателем Парламента, когда они проходили лечение.
«Пишет Бакрадзе мне из больницы: укололи, продырявили, обрили, что-то повесили на меня, выпустили кровь, мучили, одним словом, и тут все так же, как и в Парламенте. Потом я это СМС сообщение отправил Геге (Григолу) Мгалоблишвили, что, мол, не только ты в таком положении, чтобы немного успокоить его», — заявил Саакашвили, — «Гега пишет – он (Бакрадзе) очевидно очень творчески относится к своей болезни, и очень мазохистски к своей деятельности в Парламенте».
Далее он продолжил разговор на эту тему, и с улыбкой отметил: «из-за того, что мое состояние и состояние здоровья других лиц хорошее, какой-либо широкомасштабный обвал правительству Грузии не грозит».
Новая Администрация США
Грузия настроена оптимистично в отношении Администрации нового президента США Барака Обама, — заявил Саакашвили.
Он также отметил, что у него состоялась «очень теплая» телефонная беседа с новоизбранным президентом США и «в ближайшее время снова собираюсь побеседовать».
«Мне очень понравилась речь Обама (на инаугурации) потому, что в своих личных разговорах Обама часто сравнивает себя с Рональдом Рейганом, и это для меня очень обнадеживающе», — заявил Саакашвили, — «Для нас сильная Америка – это естественный союзник при любых обстоятельствах».
Саакашвили также отметил, что Америка в последний период президентства Джорджа Буша воспринималась Европой и Россией, как «довольно слабая».
«Естественно, выступление Буша привело в ум двинувшуюся в сторону Тбилиси Россию, даже выступление этого «ослабевшего» Буша. Но, сильная Америка значительно более эффективный партнер для Грузии», — заявил он.
Президент Саакашвили также подчеркнул, что оформленная 9 января с США Хартия о стратегическом партнерстве «была согласована со многими лицами из этой (новой) Администрации».
Он еще раз отметил вклад вице-президента США Джо Байдена в деле выделения Грузии после августовской войны помощи в объеме 1 млрд. долларов.
Экономические сложности
Президент Саакашвили в ходе телемоста, организованного с Первого канала ОВГ, затронул также социальные и экономические сложности, и проблему снабжения сел водой.
«Не только вооруженный враг сидит в засаде к Грузии, но и глобальный экономический кризис», — заявил он, и добавил, что этот глобальный кризис пока еще не затронул страну, и главной целью является предотвращение перехода существующих экономических сложностей в кризис.
Сравнивая ситуацию в Грузии с положением в России, Саакашвили заявил, что бюджетная задолженность в России достигла 30% в то время, как бюджетная система Грузии твердая, и с этой точки зрения проблем не было даже во время войны.
На вопрос, когда будут увеличены пенсии до 100 долларов, как это обещали власти Грузии населению, Саакашвили ответил: «100 долларовая пенсия является частью нашего 50-месячного проекта, который столкнулся с трудностями из-за войны и глобального кризиса, но эта программа обязательно будет выполнена».