Обломки моста через р Чанчахи. Фото: Интерпрессньюс |
Информация о разрушенном мосте вблизи с российской границей и об отступлении грузинских пограничников в глубь страны на несколько километров вызвало новые обвинения в адрес властей Грузии.
11 июня распространилась информация, что был взорван мост через реку Чанчахи, и что жители одного из близлежащих сел обвиняли в этом грузинских правоохранителей. Согласно той же информации, которую первым озвучил лидер оппозиционных «Новых правых» Давид Гамкрелидзе со ссылкой на местного жителя, грузинским пограничники переместились вглубь территории Грузии на 20 километров от российской границы.
Мост был расположен по дороге к Мамисонскому перевалу на российско-грузинской границе. Узкой и труднопроходимой дорогой, которая была частью построенной в конце 19-го века осетинской военной дороги, уже десятки лет не пользуются с целью транспортного перемещения между Россией и Грузией; Хотя, этой дорогой пользовались местные жители для перегона скота до своих пастбищ.
Мост располагался около села Гуршеви, примерно в 8 километрах от Мамисонского перевала. Ныне пустующее село Гуршеви, как и Мамисонский перевал, административно входил в состав бывшей Югоосетинской автономной области, и было расположено в северо-западной части ее административной границы. Хотя, как и Ахалгорский район, который также входил в состав бывшей автономной области, контроль сепаратистских властей Южной Осетии над этими территориями никогда не распространялся. После упразднения статуса автономной области в административном порядке эта местность принадлежит Онскому району. Югоосетинские вооруженные группы, при поддержке российских сил установили свой контроль над Ахалгори, который расположен у восточной части административной границы, после августовской войны.
Традиционно, грузинские пограничники занимались патрулированием прилегающих к Мамисонскому перевалу приграничных территорий посезонно, и территорию покидали поздно осенью и зимой, когда перевалы через Кавказский хребет становятся непроходимыми из-за снега. У Мамисонского перевала грузинские пограничники использовали в качестве своей базы то здание, в котором ранее располагалась метеостанция.
Властям Грузии обвинения выдвигают, в основном, по двум вопросам: взрыв моста и отступление пограничников назад от Мамисонского перевала.
Что касается моста, в связи с этим очевидцы и в том числе депутат от парламентского меньшинства, руководитель парламентской Комиссии по изучению августовской войны Паата Давитаия заявляют, что согласно доказательствам на месте (в том числе и сгоревшие деревья в окрестности), мост был разрушен в результате взрыва, а не обвалился из-за старости, как об этом заявили изначально некоторые представители властей Грузии, в том числе и из МВД.
Власти не делали четких заявлений по поводу того, что произошло с мостом, и если он был взорван, что послужило причиной этого. Но, представители властей, в том числе и местных властей, и депутаты от правящей партии заявляют, что мост будет восстановлен в ближайшее время, а по сообщению грузинских СМИ, восстановительные работы начнутся вскоре.
Еще одним аспектом этой истории является место расположения грузинских пограничников. Местные жители и оппозиция заявляют, что грузинские пограничники уже не находятся на той территории, где они располагались традиционно вблизи с российской границей, у Мамисонского перевала.
В распространенном 15 июня заявлении МВД Грузии отметило, что подразделения Пограничной полиции Грузии «в полной мере контролируют данный участок российско-грузинской границы, так же, как и административную границу т.н. Южной Осетии».
Депутат Паата Давитаия, который на прошлой неделе посетил регион Рача, которому принадлежит Онский район, заявил, что грузинские пограничники занимаются патрулированием на пограничной линии. Хотя, он также отметил, что пограничники не располагаются на каком-то конкретном месте границы, а перемещаются с одного места на другое.
Эксперт во вопросам Кавказа, один из основателей «Дома свободного мнения» Мамука Арешидзе заявил, что возможное отступление пограничников назад с занимаемых ими ранее позиций может быть связано с давлением со стороны России восстановить те границы Южной Осетии, которые имелись в наличии в советское время, когда Южная Осетия была автономной областью. По его словам, отступление пограничников может быть обусловлено желанием властей Грузии предотвратить какое-либо столкновение с Россией. Хотя, он также заявил, что каковой бы не была причина, власти должны разъяснить обществу, что произошло там реально.
В опубликованном 19 июня заявлении Народный защитник Грузии Созар Субари отметил, что этот вопрос стал источником слухов, и в связи с этим призвал власти и оппозицию отложить противоречия и совместно расследовать причины взрыва моста, а также совместно изучить обстановку на Мамисонском перевале. Субари также заявил, что он готов принять участие в работе совместной группы, если такая группа будет создана властями и оппозицией.
22 июня на этот призыв отозвался «Альянса за Грузию», заявив, что входящие в альянс партии: «новые правые», Республиканская партия и команда Ираклия Аласания – готовы работать в этой совместной группе, если такая будет создана.
Лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе заявил, что в случае создания комиссии представлять альянс в ней будут член «Новых правых» Давид Саганелидзе, Виктор Долидзе из Команды Ираклия Алаяания и Ираклий Батиашвили от Республиканской партии.
«Мы считаем, что прозвучавшие заявления о восстановлении моста никак не отвечают на тот главный вопрос, кто взорвал мост и с какой целью. Этот вопрос сегодня повис в воздухе, и на этот вопрос обязательно нужно ответить, и необходимо также ответить на вопрос, кто будет контролировать ту территорию, которая остается за мостом», — заявил Гамкрелидзе.
Депутат Парламента Грузии от правящей партии Акакий Минашвили заявил 22 июня, что расследование установит, по какой причине был разрушен мост, и «был ли это взрыв или что-нибудь иное».
«Альянс за Грузию также предполагает, что случившееся связано с попыткой восстановления границ бывшей Югоосетинской автономной области, и власти Грузии пытаются «замалчивать» это.
В случае создания совместной группы желание сотрудничать с ней также выразила и партия Нино Бурджанадзе.
«Мы согласны с мнением Народного защитника, что какими бы острыми не были противоречия между властями и оппозицией, в то время, когда дело касается угрозы потери хотя бы вершка земли, исходя из наивысших интересов нашей страны, необходимо создать совместную группу с участием представителей властей, оппозиции и общества, в работе которой мы готовы принять участие», — говорится в заявлении «Демократического движения – Единой Грузии» от 22 июня.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)