Site icon Civil.ge

Грузия в новой Стратегической концепции НАТО

• Акцент сделан на сотрудничестве в рамках Комиссии НАТО-Грузия;
• Сотрудничество между НАТО и Россией имеет «стратегическое значение»;
• Это сотрудничество должно основываться на уважении территориальной целостности государств.

В новой Стратегической концепции НАТО, которая была утверждена лидерами стран членов альянса на саммите в Лиссабоне, в отношении Грузии упоминается решение Бухарестского саммита НАТО, согласно которому, Грузия в будущем обязательно станет членом НАТО.

В концепции, которая расписана на 11 страницах, и которая в течение следующих 10 лет будет выполнять функцию Плана действий НАТО, говорится, что цель альянса будет заключаться «в продолжении и развитии партнерства с Украиной и Грузией в рамках комиссий НАТО-Украина и НАТО-Грузия, на основании тех решений, который были приняты на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, а также с учетом евроатлантической ориентации и стремлений этих стран».

На проведенной после принятия документа пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что эта концепция не является «простым заявлением».

«Это План действий, который формирует конкретные шаги НАТО. Этот План действий создаст альянс, который будет более успешным, ориентированным на вовлеченность и более эффективным, чем когда-либо», — заявил Расмуссен.

После острых дебатов на проведенном в апреле 2008 года в Бухаресте саммите лидеры НАТО отказали Грузии в предоставлении Плана действия к членству (ПДЧ) в НАТО; Однако лидеры НАТО объявили, что Грузия когда-либо в будущем станет членом НАТО. В своих публичных заявлениях в то время руководству Грузии пришлось приветствовать это решение. Но после августовской войны президент Михаил Саакашвили назвал «стратегической ошибкой» такое решение НАТО.

В сентябре 2008 года была создана Комиссия НАТО-Грузия. Это основной механизм, посредством которого осуществляется сотрудничество между Грузией и НАТО, в том числе и оценка осуществления реформ, отраженных в Ежегодной национальной программе (ЕНП). Альянс ежегодно оценивает выполнение этой программы.

ЕНП, который является «дорожной картой» интеграции Грузии в НАТО, был принят на Министериале иностранных дел НАТО в Брюсселе в декабре 2008 года.

Но эта программа не является заменой ПДЧ. В апреле 2009 года на проведенном в Страсбурге и Келе саммите лидеры НАТО заявили, что предоставление ПДЧ и прохождение этого этапа вновь остается обязательным условием до тех пор, пока Грузия не вступит в НАТО.

До Лиссабонского саммита представители властей Грузии не раз заявляли, что Тбилиси желает видеть на саммите еще одно подтверждение принятого в Бухаресте решения.

Принятая 19 ноября новая концепция НАТО также подтверждает политику открытых дверей НАТО, и заявляет, что членом НАТО могут стать «каждое европейское демократическое государство, которое разделяет ценности альянса и которое имеет желание и возможность взять ответственность и обязательство, и объединение которого в НАТО внесет вклад в дело общей безопасности».

Относительно России в новой концепции говорится, что альянс придает «стратегическое значение» сотрудничеству с этим государством.

В документе говорится, что сотрудничество между НАТО и Россией должно основываться «на уважении демократии и суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств в евроатлантическом пространстве».

«Несмотря на противоречия по определенным вопросам, мы убеждены, что безопасность НАТО и России взаимосвязана, и что сильное и конструктивное партнерство, основанное на взаимном доверии, прозрачности и прогнозируемой обстановке, с наилучшей стороны отразится на нашей безопасности», — говорится в концепции.