Одним из главных вызовов в новом проекте Концепции национальной безопасности Грузии является оккупация территорий Грузии со стороны России, и в нем также речь идет о рисках новой военной агрессии со стороны РФ.
Новый проект концепции, утвердить который планируется в Парламенте после серии обсуждений в рамках текущей весенней сессии, отражает произошедшие в среде безопасности Грузии изменения после принятия в 2005 году первого такого документа.
Заместитель секретаря Совета национальной безопасности Грузии Бату Кутелия, в ходе обсуждения документа на объединенном заседании парламентских комитетов по вопросам обороны и безопасности и по вопросам внешних отношений и евроинтеграции, заявил, что новая концепция должна быть быстро адаптирующейся «в условиях меняющихся вызовов по безопасности». По его словам, до утверждения в документ могут быть внесены малые корректировки.
Проект документа, расписанный на 40 страницах, обозревает среду безопасности Грузии, разъясняет фундаментальные национальные ценности Грузии; национальные интересы, определяет стоящие перед страной угрозы, риски и вызовы; и устанавливает основные направления политики национальной безопасности страны.
Ценности
Согласно проекту, фундаментальными национальными ценностями Грузии являются суверенитет и территориальная целостность; свобода; демократия и верховенство закона; благополучие и мир, защищать которые «необходимо ля существования, безопасности и развития Грузии» и страна обеспечит их «всеми законными средствами».
В то же время, в проекте говорится, что для Грузии «неприемлемы попытки ограничения права на ее суверенитет и на свободу внешнего политического выбора»; Она верна универсальным демократическим принципам и «обеспечит верховенство закона, плюрализм и защиту прав меньшинств, и будет способствовать дальнейшему укреплению гражданского общества и других демократических институтов»; Считает, что «безопасность одного государства не может быть укреплена за счет ограничения безопасности другого государства» и для решения спорных вопросов ставит целью использование «мирных, предусмотренных в нормах международного права методов».
Национальные интересы
Согласно проекту Концепции, национальными интересами Грузии являются: обеспечение суверенитета и территориальной целостности; национальной безопасности; укрепление национального единства и гражданского согласия; европейская и евроатлантическая интеграция; обеспечение устойчивого экономического развития; энергетической безопасности; региональной стабильности; укрепление транзитной функции страны; обеспечение экологической безопасности страны и региона; национальной и культурной самобытности; укрепление безопасности информационного пространства Грузии и обеспечение демографической безопасности.
В части территориальной целостности в проекте говорится, что «Грузия призвана путем использования всех имеющихся у нее справедливых и мирных средств восстановить и сохранить территориальную целостность и обеспечить защиту границ страны, признанных на международном уровне».
Одним из главных приоритетов называется «равная вовлеченность представителей многоэтнической грузинской нации в общественной и политической жизни страны», содействие «интеграции различных этнических групп» и в то же время, «сохранение их идентичности, языка, культуры и вероисповедания». Также подчеркивается значение «восстановления и сохранения контактов с населением, остающимся на оккупированных территориях».
С экономической точки зрения в проекте говорится, что для устойчивого развития власти Грузии обеспечивают создание соответствующих условий и «минимальное вмешательство государства в функционировании экономики».
Согласно проекту, на безопасность Грузии прямое влияние оказывают «процессы, происходящие в Европе, в Черноморском регионе и Кавказе», и в то же время, «важно влияние процессов в Средней Азии и на Ближнем Востоке над Грузией».
Наряду с быстрым развитием информационных технологий, Грузия придает большое значение «борьбе с кибер-преступностью и защите от актов диверсионного типа в киберпространстве», — говорится в проекте.
Аналогично вышеуказанному, новым национальным интересом Грузии называется обеспечение демографической безопасности, в том числе путем содействия «увеличению рождаемости» и возвращению в Грузии проживающих за границей соотечественников.
Угрозы, риски и вызовы
Эта часть проекта концепции охватывает десять направлений: оккупацию территорий Грузии со стороны России; риск новой военной агрессии со стороны России; переливание в Грузию конфликтов, существующих на Кавказе; международный терроризм; экономическое и социальное; энергетическое; информационное; экологические вызовы; транснациональные организованные преступления и демографические вызовы.
Обозревая агрессивные действия России в начале 20-го века, а также в 90-х гг. прошлого века и в августе 2008 года, подчеркивая при этом факты «этнической чистки» в Грузии, военную оккупацию части территории Грузии и «интенсивную милитаризацию» этих регионов со стороны России проект концепции называет угрозой номер один, которая «представляет собой важнейший фактор политической, экономической и социальной дестабилизации» страны.
«С целью легализации обстановки, созданной путем военной интервенции, власти России, игнорируя принципы международного права и соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, в одностороннем порядке признали т.н. независимость Абхазии и Цхинвальского региона, и разметили в Абхазии и Цхинвальском регионе новые военные подразделения и инфраструктуру. Кроме того, Россия призвала членов международного содружества к признанию независимости Абхазии и Цхинвальского региона, и с этой целью осуществляла и осуществляет политическое и экономическое давление в отношении ряда государств», — говорится в проекте документа.
Относительно рисков новой военной агрессии проект отмечает, что основной мишенью России является то, чтобы «помешать реализации евроатлантического выбора Грузии и насильственное возвращение Грузии на российскую орбиту».
«Соответственно, окончательной целью произведенной в августе 2008 года военной агрессии была не оккупация территорий Грузии или международное признание марионеточных режимов, а смена прозападного правительства Грузии, так как независимая и демократическая Грузия воспринимается в качестве значительной угрозы для правящей в России политической элиты», — говорится в проекте.
Согласно документу, увеличение российского военного потенциала на оккупированных территориях «представляет собой плацдарм для очередной военной интервенции», однако «существенным сдерживающим фактором» этого потенциального риска является выраженная Грузии международная поддержка.
В проекте также серьезной угрозой рассматривается возможное переливание на территорию Грузии существующих на Северном Кавказе и в Нагорном Карабахе неурегулированных конфликтов.
Международный терроризм воспринимается как серьезный вызов для национальной безопасности Грузии, и «исходя из этого, Грузия придает большое значение участие в международных контртеррористических кампаниях вместе с международным содружеством».
Согласно проекту, для безопасности Грузии важно «вновь достичь и сохранить высокие темпы экономического роста, и это должно обеспечить дальнейшее усиление среднего слоя и сокращение нищеты», так как «несоответствующее социальное и экономическое развитие может содействовать социальной и политической напряженности».
С точки зрения информационных вызовов, в документе для примера приведены «массированные кибер-нападения» во время августовской войны 2008 года, которые продемонстрировали, что «защита киберпространства так же важно для национальной безопасности, как и оборона на суше, море и в воздушном пространстве».
Согласно проекту концепции, с точки зрения экологического вреда, особую обеспокоенность Грузии вызывает и она примет все меры в сотрудничестве с международным содружеством, чтобы не допустить «экологическую катастрофу на Черноморском побережье», которая может последовать за незаконной добычей строительных материалов и леса в Абхазии для вывоза в Россию, с целью подготовки к Зимним олимпийским играм в Сочи в 2014 году.
Основные направления политики национальной безопасности
Среди приоритетов политики безопасности перечислены 17 направлений: деоккупация оккупированных территорий Грузии и отношения с Российской Федерацией; политика вовлеченности; повышение эффективности системы безопасности страны и укрепление обороноспособности; развитие государственных институтов и укрепление демократии; европейская и евроатлантическая интеграция; сотрудничество на Южном Кавказе; упрочнение международных связей; борьба против международного терроризма и транснациональной организованной преступности; политика экономической и энергетической безопасности; образование, социальная безопасность и здравоохранение; политика информационной безопасности; защита культурного наследия; демографическая политика; политика гражданской интеграции.
Для достижения деоккупации, что также нуждается и в «более активном участии» со стороны международного содружества, власти Грузии призваны сделать своевременные и эффективные шаги «мирными и основанными на принципах международного права методами», и стремятся к «созданию такого мирного механизма, который обеспечит вывод российских вооруженных сил с оккупированных территорий и размещение там международных миротворческих сил».
В этой части проекта также говорится о необходимости безопасного возвращения вынужденно перемещенных лиц и восстановлении их имущественных прав. В то же время, говорится, что Грузия воспрепятствует действиям России, направленным «на незаконное изменение демографического состояния и имущественного положения в Абхазии и Цхинвальском регионе».
В контексте отношений с Россией, в проекте говорится, что Грузия желает «отношений, которые будут основаны на принципах добрососедства и равноправия», но «это не случится без уважения Россией суверенитета и территориальной целостности Грузии».
«Грузия за преобразование Российской Федерации в стабильную демократическую страну», — говорится в проекте.
В части отношений с Россией, в документе также отмечается, что для Грузии особое значение имеет формирование на Северном Кавказе атмосферы сотрудничества и мира, и «углубление связей и отношений с проживающими там братскими народами».
Политика вовлеченности, согласно документу, является разработанным правительством Грузии таким направлением, которое будет содействовать восстановлению и углублению отношений между гражданами Грузии, разделенными разделительными линиями, которые были созданы в результате оккупации.
Что касается укрепления обороноспособности Грузии, планирование обороны Грузии основывается на принципе «тотальной обороны», который также «требует внедрения системы гражданской обороны». Согласно проекту, целью проводящейся реформы является, чтобы «сравнительно малочисленные вооруженные силы были бы высококвалифицированными… морально хорошо подготовленными, оснащенными соответствующим образом, соотносящиеся с силами НАТО, мобильной и дееспособной силой, которая сможет защитить как суверенитет и территориальную целостность страны от внешней агрессии, так и продолжить участие в международных миссиях поддержки мира и безопасности».
В части укрепления демократии в проекте говорится «о системе управления, подотчетной перед народом», посредством которой страна обеспечит «создание благоприятных условий для развития политических партий, различных объединений граждан, групп по интересам, деловых кругов, неправительственного сектора и всех СМИ».
Интеграция в НАТО и ЕС на основании «твердой воли граждан Грузии» остается одним из важнейших направлений политики Грузии, и страна надеется, что этот процесс «будет зависеть от результатов осуществления реформ и третья сторона не сможет оказать влияния».
В контексте сотрудничества на Южном Кавказе, в проекте говорится об углублении тесных партнерских отношений с Азербайджаном и Арменией. Там же говорится, что неурегулированность конфликта в Нагорном Карабахе создает угрозу стабильности региона. «Несмотря на существующие противоречия, между странами Южного Кавказа существует потенциал сотрудничества», — говорится в проекте концепции. Та же отмечается, что сотрудничество с Азербайджаном «сформировалось в виде стратегического партнерства», и «Грузию связывает с Арменией тесное партнерство во всех сферах общих интересов». Грузия также приветствует усилия, направленные на нормализацию турецко-армянских отношений.
С точки зрения укрепления международных связей, проект концепции выделяет три государства в следующей последовательности:
С Соединенными Штатами Америки Грузия углубляет стратегическое партнерство в рамках Хартии, подписанной в январе 2009 года. Для Тбилиси также важны многосторонняя помощь и поддержка со стороны США, в том числе и в вопросе деоккупации оккупированных территорий.
С Украиной Грузия стремится максимально использовать «возможности стратегического партнерства». Для Тбилиси также важно сотрудничество с Киевом в процессе евроатлантической интеграции.
Турция в проекте называется, как «ведущий региональный партнер» Грузии. «Углубление экономических отношений и успешное осуществление энергетических и транспортных или других проектов имеет стратегическое значение для обеих стран», — говорится в документе, и там же отмечается, что большое значение придается «дальнейшему развитию отношений с Турцией в сфере безопасности и обороны».
С точки зрения регионального сотрудничества в проекте концепции особое внимание уделяется «активному» сотрудничеству с Балтийскими странами. Грузия также придает большое значение отношениям со странами Центральной и Юго-Восточной Европы; скандинавскими странами, с Молдовой и Беларусью, а также с Казахстаном, Туркменистаном и другими странами Центральной Азии, а также с Китаем, странами Ближнего Востока, Японией, Индией, Бразилией, а также со странами Латинской Америки, Африки и Юго-восточной Азии.
В контексте многостороннего сотрудничества выделено сотрудничество с ООН, ОБСЕ и Советом Европы. «Усилия властей будут направлены… на возобновление Миссии ОБСЕ в Грузии, включая оккупированные Россией территории», — говорится в проекте.