Москва и Тбилиси пытаются «сблизить позиции» на переговорах по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), — заявила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе 14 марта.
Она отвергла заявления Москвы по поводу того, что взамен на согласие по вступлению России в ВТО Тбилиси выдвигает «политизированные» требования».
«Ничего особенного мы не требуем и в вопросе вступлении России (в ВТО) ни в коем случае не считаем политические вопросы вопросами, связанными с торговлей», — заявила Нино Каландадзе на брифинге 14 марта.
Она также подчеркнула, что Тбилиси проявляет «максимальную конструктивность» и пытается выступать с «содействующей позицией», но «наша принципиальная позиция, в то же время, заключается в том, чтобы были бы защищены интересы Грузии».
«Мы говорим только и только о правовых и технических вопросах, но говорить о деталях пока рановато, так как раунд переговоров начался именно сейчас и первая встреча, которая прошла, ставила своей целью максимальное сближение позиций. К этой минуте обе стороны проявляют попытки, направленные на сближение позиций», — заявила она на брифинге 14 марта.
По словам Каландадзе, маловероятно, чтобы Всемирная торговая организация захотела бы допустить «прецедент» и в обход консенсуса, без согласия Грузии, поддержала бы вступление России в ВТО.
О такой возможности говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров после того, как российская и грузинская делегации 10 марта, после длительной паузы в Берне при посредничестве Швейцарии возобновили переговоры по вступлению России в организацию.
«С правовой точки зрения, теоретическая возможность объединения России в ВТО таким путем (без консенсуса) существует», — заявила Каландадзе, «Но такой прецедент не имел места, и я очень удивлюсь, если организация торговая организация захочет допустить такой прецедент».
«Это будет очень редким и странным исключением, и для этого нужно согласие всех членов государств по нарушению принципа этого консенсуса», — добавила она.
Решение о принятии в ВТО нового государства принимается на конференции министров стан членов этой организации, которая собирается хотя бы один раз в два года. Но принятие нового государства может произойти и на заседании Генерального совета, который собирается более часто – как правило, заседание проводится один раз каждые шесть или восемь недель.
Существующий договор об организации содержит несколько статей, которые определяют процедуру принятия нового члена в организацию.
Согласно Статье 12 этого документа, решение об условиях принятия в организацию нового члена должны поддержать, как минимум 2/3 членов организации. Но в Статье 9 говорится, что организация должна продолжить «практику принятия решений, основанную на консенсусе». Если консенсус не состоится, тогда проводится голосование.
До 1995 года оставалось неопределенным, какой из этих двух статей нужно было предоставить преимущество. По решению Генерального совета организации от 1995 года, преимущество предоставляется правилу, касающегося консенсуса, но в случае отсутствия консенсуса, возможность проведения голосования все равно остается.
Необходимо отметить, что голосование технически является сложной процедурой, так как собрать на заседание Генерального совета 2/3 из 153 государств членов организации, как правило, не удается из-за того, что многие малые государства, члены этой организации не присутствуют на заседаниях.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)