Грузия станет членом НАТО тогда, когда сможет убедить членов альянса, что она даст североатлантической безопасности больше того, чем сама будет потреблять, — заявил посол США в Грузии Джон Басс.
Выступая на «Семинаре Роуз-Рос» Парламентской Ассамблеи НАТО в Тбилиси 24 марта Джон Басс заявил, что после Бухарестского саммита НАТО на повестке дня уже не стоит вопрос, станет ли Грузия членом НАТО. По его словам, сейчас актуальны два вопроса – когда и, что самое главное, каким образом станет Грузия членом альянса.
По словам Джона Басса, эти два вопроса тесно связаны друг с другом – «каким образом» вовсе не связано с техническим процессом, т.е.станет ли Грузия членом Плана действий к членству в НАТО (ПДЧ) или посредством какого-нибудь другого механизма.
«Каким образом станет Грузия членом НАТО? Она присоединится к альянсу, по нашему убеждению (государств членов НАТО), ее чистый вклад в безопасности евроатлатического региона является крупным», — заявил Басс.
Он там же разъяснил, что в «чистом вкладе» он подразумевает, что внесенный Грузией вклад должен быть больше, чем то обязательство, которое придется взять перед Грузией государствам членам НАТО.
«Довольно высокая планка»
По словам Джона Басса, оценка «чистого вклада» Грузии должна происходить с двух углов; Первый – это вклад Грузии в операциях НАТО, например в такой, как в Афганистане, и второй – вклад Грузии в границах самой НАТО, в чем подразумеваются, в основном, внутренние реформы.
«В отношении первого, бесспорно, что Грузия вносит отличающийся вклад в Афганистане», — заявил Басс.
Что касается второго, по его словам, с этой точки зрения «довольно хороший прогресс», так как Грузия представила «список агрессивных, всеобъемлющих реформ» в рамках Годовой национальной программы с НАТО (Annual National Programme — ANP).
Программа ANP, которая впервые была принята в отношении Грузии в конце 2008 года, охватывает те цели и реформы, осуществить которые обещает Грузия и выполнение которых ежегодно оценивает НАТО. последний такой документ, который является конфиденциальным, был представлен правительством Грузии альянсу в феврале текущего года.
По словам американского посла, намечать амбициозные планы, это само по себе «хорошо», так как для убеждения государств членов НАТО в том, что она готова к членству, для Грузии установлена «довольно высокая планка».
«Исходя из исторических обстоятельств, а также ее географического расположения, у некоторых правительств (государств членов НАТО) имеются вопросы, какие обязательства придется взять им, когда они примут Грузию в НАТО», — заявил Басс.
«Думаю, что наилучшим путем будет, если Грузия покажет свою готовность и соответствие к тому, чтобы быть полноценным членом… проходит через продолжение агрессивных демократических реформ, продолжение экономических реформ, чтобы укрепить свою роль примерной страны для других стран региона», — добавил американский дипломат.
Прозрачность принятия решения о применении силы
По его словам, в перечне реформ есть несколько вопросов, по которым государства члены НАТО будут вести особое наблюдение, когда начнут оценивать готовность Грузии стать членом альянса. По заявлению Басса, среди этих вопросов главным является то, каким образом будет приниматься решение о применении или неприменении силы.
«Эти вопросы связаны с вопросом, как и когда выбирает государство член (НАТО решение) о применении силы; процесс, каким образом оценивает оно угрозы; процесс, посредством которого происходит гражданский контроль над вооруженными силами; насколько становится решение о применении силы внутри правительства предметом исчерпывающего анализа и предметом консультаций в Парламенте; насколько становится возможное решение о применении силы предметом общественного обсуждения таким образом, чтобы такое решение не было бы какой-либо неожиданностью, а чтобы оно было последним средством, наступившим в результате таких обсуждений, как это происходит у нас (в государствах, являющихся членами НАТО) и как это произошло в последний раз в отношении Ливии», — завил Басс.
В своем выступлении американский дипломат также заявил, что помощь Грузии со стороны США с точки зрения программ по демократизации направлены на то, чтобы Грузия выполнила взятые ею обязательства в рамках программы ANP. По его словам, это связано с усилением гражданского общества, созданием конкурентной медиа-среды и избирательной среды, в которой политическим партиям придется соревноваться друг с другом в равных условиях.
По его словам, в то время, когда Запад ждет от Грузии определенных шагов, «у Грузии также есть основания ожидать от нас ответных шагов».
«У нас есть обязательства помочь правительству и народу Грузии, когда они стоят на пути реформ, который полон вызовами, в очень сложном соседстве», — заявил Басс.
По его словам, такая поддержка со стороны Запада создаст политическое пространство для правительства, оппозиции и полностью для общества, чтобы они шли более уверенно к прогрессу.