Народный защитник Георгий Тугуши 14 июня предстал перед депутатами Парламента с докладом о положении прав человека в стране за 2010 г.
Депутаты от парламентского меньшинства назвали доклад «смелым» и «объективным»; Депутаты от правящей партии приветствовали документ, и лишь несколько его аспектов подвергли умеренной критике.
В начале своего выступления Тугуши выразил «сожаление» в связи с тем, что его Аппарат тратит значительные ресурсы на анализ вошедших в Парламент на обсуждение законопроектов с точки зрения их соответствия с существующими стандартами прав человека. Однако рекомендациям Аппарата народного защитника уделяется «недостаточно внимания» со стороны Парламента.
«К сожалению, ни одна из них (рекомендаций) не была учтена, и это создает у нас ощущение, кто обсуждению наших соображений уделяется недостаточно внимания», — заявил Тугуши, — «Выражаю надежду, что данная проблема будет искоренена, что позволит нам улучшить существующее положение с правами человека в Грузии».
«Каждый факт, который описывает нарушение прав человека, нуждается не в адвокатировании со стороны конкретного государственного органа, а в анализе причин происхождения этого нарушения и в том, чтобы предпринять конкретные шаги к изменениям», — заявил он и добавил, что «для искоренения правонарушений, отраженных в докладе, необходимо осуществить, в основном, именно системные изменения».
«Система правосудия остается одной из проблемных сфер», — заявил Тугуши и добавил, что из-за перегруженности в некоторых тюрьмах созданы невыносимые условия.
По его словам, ожидается, что вскоре во всех учреждениях наступит проблема перегруженности и одной из причин этого является строгий уголовный кодекс.
Он рассказал также и о плохом обращении с заключенными. По его словам, во время одного из таких случаев, когда заключенные Гегутской тюрьмы объявили голодовку в знак протеста в связи со смертью одного из заключенных, в тюрьму вошел спецназ, который принуждал заключенных принимать пищу, а с теми, кто был организатором акции, расправились физически.
Согласно докладу народного защитника, в прошлом году в местах отбывания наказания скончались 142 заключенных, на 56% больше, чем в 2009 году, в основном, по причине ненадлежащего медицинского обслуживания в тюрьмах. В 2010 году возраст 70% умерших заключенных составил от 21 до 50 лет.
Тугуши заявил депутатам, что основной причиной смертности заключенных является туберкулез, неправильное или запоздалое лечение.
«Могу смело сказать, что тех проблем, которые существуют в системе исполнения наказания с точки зрения здравоохранения, можно было бы избежать или значительно сократить. Несмотря на наши неоднократные призывы, министерство вместо выявления проблемы и работы над ее искоренением, было занято тем, что прикрывало их», — заявил Тугуши.
За первые три месяца 2011 года умерли 44 заключенных, в том числе 25 в результате заболевания туберкулезом. По словам Тугуши, эти цифры увеличивают показатель смертности на 20% по сравнению с 2010 годом.
Он также отметил, что за последние годы значительно сократились факты пыток и плохого обращения со стороны полиции к задержанным. Однако Тугуши также отметил, что такие случаи вновь происходят и в результате одного из таких случаев умер заключенный после того, как его перевели в тюремную камеру. Народный защитник заявил, что это дело не было расследовано, а виновные не были наказаны.
Депутаты от Христианско-демократического движения заявили, что доклад народного защитника равносилен «обвинительному заключению» в отношении некоторых официальных лиц, особенно, в отношении тех, кто курирует системой исполнения наказания. Представители ХДД призвали к началу процедур с целью освобождения с должности министра по вопросам исполнения наказания, пробации и юридической помощи Хатуны Калмахелидзе. Данное требование незамедлительно было поставлено на голосование, но правящая партия провалила эту инициативу.
Лидер парламентского меньшинства и ХДД Георгий Таргамадзе заявил, что доклад народного защитника содержит серьезные факты нарушения прав человека, в том числе и преступления, и это больше чем только «недостатки, как это пытается представить правящая партия».
«Мы должны учесть, что система исполнения наказания является специфической системой, где сложнее всего защищать права человека», — заявил депутат от правящей партии Давид Дарчиашвили.
Аналогично предыдущим годам, в ходе нынешних дебатов также было внимание уделено тому, каковой должна быть реакция Парламента на доклад. За последние годы стало традицией, что Парламент принимает постановление, в котором говорится, что законодательный орган «принял к сведению» доклад омбудсмена – на этот раз правящая партия вновь выступила с инициативой принятия аналогичного постановления.
Парламентское меньшинство, аналогично предыдущим годам, вновь призвало депутатов принять такое постановление, которое поручило бы Главной прокуратуре, расследовать все факты нарушения, приведенные в докладе, и доложить Парламенту в течение одного месяца.
Однако, исходя из того, что правящая партия отвергал это предложение, в пятницу, предположительно, пройдет голосование по проекту постановления о «принятии сведению» доклада народного защитника.
«Мы выслушали множество благодарностей от депутатов правящей партии о работе народного защитника», — заявил депутат от ХДД Георгий Ахвледиани и добавил, что эти слова ничего не значат, если не будут предприняты конкретные действия для искоренения тех тяжелых случаев, которые отражены в докладе народного защитника.
В ходе дебатов депутаты от правящей партии заявили, что власти готовы работать над преодолением тех проблем, в том числе и в системе исполнения наказания, которые отражены в докладе.
Лидер парламентского большинства Петре Цискаришвили заявил оппонентам, что они потому акцентируют внимание на системе исполнения наказания и правах заключенных, что желают записать себе больше политических баллов.
«Вы знаете, что у заключенных есть семьи, которые являются избирателями», — заявил он и добавил, что оппозиция уделяет меньше внимания той части доклада, которая касается прав детей и положения в детских домах.
По словам Цискаришвили, парламентская оппозиция не интересуется этим вопросом, так как знает, что за этими детьми электорат не стоит.