Правящая партия Грузии выступила с новой законодательной инициативой, которая предусматривает ужесточение правил проведения собраний и манифестаций, и которая уже заслужила критические оценки со стороны оппонентов.
Инициатива, к обсуждению которой Парламент пока не приступал, подготовлена четырьмя депутатами от правящей партии Павле Кублашвили, Чиорой Тактакишвили, Кахабером Анджапаридзе и Акакием Минашвили с целью приближения законодательства к «европейским и международным стандартам» и выполнения решений Конституционного суда.
Однако в этой инициативе заново отражены некоторые те нормы, которые были признаны в апреле Конституционным судом «неконституционными» и которые в результате были упразднены автоматически.
15 июня Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ)заявила в своих предварительных оценках, что предложенный вариант содержит, как «туманные положения», так и «потенциальную угрозу нарушения прав человека», и АМЮГ призвала депутатов «не допустить игнорирование решений Конституционного суда при обсуждении инициированных изменений».
Одна из авторов законопроекта, депутат Чиора Тактакишвили заявила «Civil.Ge» 16 июня, что до начала обсуждения законопроекта в первом слушании в пятницу планируется его обсуждение вместе с представителями неправительственного сектора. Она не исключила внесение в законопроект определенных изменений и также заявила, что его принятие не планируется в ближайшее время.
Запланированные коренные изменения в законе о собраниях и манифестациях осуществляются после разгона властями акций протеста, проходивших в Тбилиси в мае, как это было и в предыдущий раз, когда законодательство было ужесточено после длительных акций протеста, начавшихся весной 2009 года.
Несмотря на то, что Конституционный суд Грузии в апреле этого года упразднил ту норму, которая запрещала проведение собраний и манифестаций в радиусе 20 метров от входа в административные здания, новый законопроект вновь оставляет в силе такой прямой запрет в отношении входов в здания суда всех уровней, прокуратуры, полиции и учреждений по содержанию под стражей, а также ЖД станций, аэропортов и портов.
Что касается административных органов, согласно законопроекту, они сами будут правомочны «установить ограничение относительно проведения собрания в отдалении от здания, но не более 20 метров».
Конституционный суд установил возможность ограничения права на собрание в том случае, «когда оно мешает исправному функционированию учреждения, или когда ограничение обусловлено особыми мерами безопасности».
Законопроект также вводит совершенно новое понятие 100-метрового радиуса. В частности, на этой дистанции запрещается проведение собраний и манифестаций от входа в военные части и объекты.
Согласно законопроекту, также запрещается блокирование входа в здание, автомагистралей и железных дорог. Последние два элемента отсутствуют в действующем законодательстве.
В законопроекте говорится, что ответственными лицами за проведение акции не могут быть граждане других стран. Эта норма предусматривалась и ранее, но Конституционный суд признал ее «неконституционным» согласно принятому в апреле решению.
В законопроекте также внесена совершенно новая статья, в которой говорится: «соответствующий орган имеет право соблюдать баланс между свободой собрания и правами тех лиц, кто проживает, работает, ведет торговлю, имеет бизнес в тех местах, где проводится собрание. Эти лица не должны наталкиваться на сложности при продолжении своей деятельности. С этой целью могут быть установлены ограничения во времени и месте проведения акции или могут быть предложены альтернативные варианты».
Во время весенних акций протеста 2009 года и проходивших в мае этого года акций национальные телекомпании часто выпускали в эфир комментарии жителей, как они заявляли, тех мест, где проходили акции, которые выражали недовольство в связи с проходившими акциями.
Согласно законопроекту, наряду с существующими в законодательстве на данный момент ограничениями, митингующим дополнительно также будет запрещено иметь при себе холодное оружие и такие «предметы или вещества, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью участников собрания или манифестации или других лиц».
На проходивших в мае акциях протеста некоторые активисты были вооружены рукоятками от флагов и деревянными щитами, которые в то же время имели нагрузку плаката со сделанными на них надписями.
В законопроект вводится также и новая норма, согласно которой, в хорде акции не допускается «уродование, повреждение или/и осуществление других оскорбительных действий в отношении визуальной стороны зданий/строений, памятников или мемориалов исторического, археологического, архитектурного или/и научного характера».
После разгона акции ветеранов у мемориала погибших в боях за территориальную целостность Грузии в январе этого года президент Саакашвили заявил, что на этом «достойном поклонения» месте участники акции «вывесили свое нижнее белье, и извините, мочились» там же. «Если демократией называете то, чтобы мочиться на национальный символ, такой демократии не будет, пока я буду президентом», — заявил он 25 января 2011 г.
Законопроект оставляет в силе существующую норму, которая запрещает искусственное перекрывание проезжей для транспорта части дорог, в том числе и с использованием конструкций, если число участников акции не требует этого.
Однако новшеством является та норма, согласно которой орган местного самоуправления или «в особых случаях правительство Грузии» — вовлечения правительства действующая норма не предусматривает – правомочны принять решение об открытии проезжей для транспорта части дороги и восстановлении движения, если с учетом количества митингующих проведение собрания или манифестации «возможно иначе».
Законопроект также регулирует те нормы, при каком нарушении может быть прекращено собрание незамедлительно, сразу при выставлении требования, и в каких случаях могут быть даны 15 минут организаторам для искоренения нарушенных требований закона.
В случае невыполнения этих требований на организаторов будет возложена ответственность, правоохранительные органы с целью искоренения нарушения или для прекращения собрания и роспуска его участников применят меры, предусмотренные международным законодательством и законодательством Грузии. Законопроект также предусматривает и индивидуальную ответственность участников акции в случае нарушения закона.
Законопроект упраздняет те нормы, которые определяют правила проведения собраний без предварительного оповещения властей об этом.
В законопроекте изъяты те действующие нормы, которые предоставляют право местному органу не принимать предупреждение о проведении акции. Однако в течение трех дней со дня получения предупреждения организаторам могут быть даны рекомендации с корректированием места и времени проведения акции, в том числе и в том случае, если акция была запланирована еще раньше.
Представители оппозиции подвергли законопроект острой критике и назвали его «неконституционным».
Член Сакребуло (муниципальное собрание) Тбилиси от Республиканской партии Тина Хидашели заявила, что в случае принятия законопроекта с существующими формулировками, «полностью будут раскрыты руки и ноги» властям, чтобы когда огни посчитают необходимым «не допустить проведение собрания или манифестации какого-либо типа в столице или на территории другого такого города, где размещены государственные здания и строения». По ее словам, по представленным формулировкам, «никто никогда не сможет установить, что было законным роспуском (митинга) и что было незаконным».
Партия Ираклия Аласания «Свободные демократы» назвала представленные изменения «цинизмом и полной безответственностью».
Организатор прошедших в последнее время акций протеста, лидер «Демократического движения – Единой Грузии» Нино Бурджанадзе заявила, что в случае принятия законопроекта, «невозможно будет провести митинг или манифестацию», что, по ее словам, является частью «процесса превращения (страны) в минимодель Советского Союза».