Собравшиеся у здания МВД журналисты, 13 июля. Фото: Гурам Мурадов/Civil.Ge
За исключением «малой» части, уголовное дело против четырех фотографов, задержанных по обвинению в шпионаже, в суде будет рассматриваться с соблюдением публичности и прозрачности, — заявили власти Грузии 13 июля.
Группа медиа-активистов и журналистов проводила активную кампанию с требованием снятия грифа секретности с дела.
13 июля Прокуратура Грузии и министр внутренних дел Вано Мерабишвили заявили, что основная часть делу будет открытой.
«Прокуратура обратится к суду с ходатайством, на закрытом заседании рассмотреть только ту малую часть доказательств, которая содержит государственную тайну», — заявила Прокуратура.
Предварительное слушание в Тбилисском городском суде запланировано на 1 сентября 2011 года.
Вано Мерабишвили 13 июля заявил на встрече с алой группой журналистов, которые работают, в основном, на западные информационные агентства, что общество сможет ознакомиться с этими доказательствами во время судебных слушаний, основная часть которых будет открытой, кроме той части, где будут рассматриваться документы, содержание государственную тайну.
13 июля Мерабишвили провел отдельную встречу с группой тех журналистов и представителей местных правозащитных групп, которая в течение последних дней провела ряд акций требованием встречи с министром и снятия с дела грифа секретности. Представители этой группы также встречались и с аккредитованными в Тбилиси западными дипломатами. После встречи с министром Мерабишвили медиа-активисты заявили, что они попросили освободить задержанных фотографов под залог, однако им отказали, заявив, что их освобождение может помешать следствию.
Занимающаяся журналистскими расследованиями Нино Зуриашвили, которая вместе с другими шести коллегами также участвовала во встрече с министром, заявила, что не смогла услышать от министра какой-либо новости, которая развеяла бы ее подозрения относительно официальной версии дела.
Корреспондент Европейского пресс-фотоагентства (ЕПА) Зураб Курцикидзе, работающий на западные медиа-агентства, фотограф МИД Грузии Георгий Абдаладзе и личный фотограф президента Саакашвили Ираклий Геденидзе были арестованы в новь на 7 июля по обвинению в шпионаже. Тбилисский городской суд 8 июля присудил им предварительное заключение в виде меры пресечения.
Жена Ираклия Геденидзе, фотограф газеты «Прайм-Тайм», Натия Геденидзе была задержана вместе с остальными, однако ее позже сначала освободили, а потом суд установил в ее отношении выплату залога в виде меря пресечения. Уголовное дело против Натии Геденидзе прекращено не было. Ее муж Ираклий Геденидзе дал показания с признанием, в которых заявляет, что Курцикидзе «шантажировал» его, чтобы заполучить через него конфиденциальную информацию.
Министр ВД Вано Мерабишвили заявил журналистам 13 июля, что у следствия достаточно доказательств, которые указывают, что Курцикидзе с 2004 года имел связи с сотрудниками российской военной разведки, в частности с Анатолием Синицыным и Сергеем Окроковым.
Эти два имени впервые прозвучали в Грузии в 2006 году, когда Грузия задержала четырех российских граждан по обвинению в шпионаже и за этим последовал скандал между Грузией и Россией. Тогда власти Грузии заявили, что координация шпионской сети производилась за пределами Грузии, офицером российской военной разведки Анатолием Синицыным.
Мерабишвили также заявил, что существует доказательства, которые указывают, что Курцикидзе после 2004 года осуществил десятки телефонных контактов к сотрудникам российской военной разведки.
Член Совета попечителей Общественного вещателя Грузии Нино Данелия, которая участвовала во встрече с Мерабишвили в составе группы медиа-активистов, заявила, что была показана выписка осуществленных звонков, в связи с которой Мерабишвили заявил, что Курцикидзе контактировал с офицерами российской разведки.
По словам Данелия, журналистам сказали, что в 2004 году телефонные звонки осуществлялись к агентам ГРУ с того номера, которым пользовался Курцикидзе, однако к тому времени телефон не был оформлен на имя Курцикидзе – номер был зарегистрирован на имя проживающей в Цхинвали женщины. Позже тот же номер был зарегистрирован на имя Курцикидзе. По словам Данелия, министр ВД не показывал журналистам других доказательств, имеющихся в деле.
Редактор газеты «Резонанси» Лаша Тугуши, который также присутствовал на встрече с Мерабишвили, заявил, что заявление властей от 13 июля о том, что судебный процесс будет открытым для общества, является частично результатом кампании медиа-адвокатирования. По его словам кампания продолжится с целью дальнейшего мониторинга процесса.
Мерабишвили заявил 13 июля журналистам, что предъявленные фотокорреспонденту ЕПА Зурабу Курцикидзе обвинения не означают, что слсдетствие подозревает, что его агентство или другие сотрудники агентства были вовлечены в дело; по его словам, ЕПА ничего общего с этим делом не имеет.
В первом заявлении по делу фотографов МВД заявляло, что задержанные обвиняются «в предоставлении различной информации во вред Грузии, исходя из собственного служебного положения, действующей под прикрытием спецслужбы одного из иностранных государств организации». Позже МВД Грузии уточнило, что имеется в виду российская спецслужба.