Посольство исламской республики Иран в Тбилиси 9 марта опубликовало письменное заявление, в котором подвергло критике министра юстиции Грузии Тею Цулукиани за то «неквалифицированное и необдуманное» заявление, в связи с которым свое возмущение также выразили и некоторые местные правозащитные организации, назвав его «ксенофобным».
Министерство юстиции ответило, что оценки Посольства Ирана вызывают «сожаление».
Спорное заявление министр юстиции Теа Цулукиани сделала 18 февраля в интервью телекомпании «Имеди», в котором она защищала ту визовую и миграционную реформу, в рамках которой в прошлом году власти Грузии ужесточили визовые регуляции для иностранных граждан, заявив, что это вызвано необходимостью приведения этих регуляций в соответствие с Планом действий по либерализации виз с Евросоюзом.
«Не все счастливы масштабной реформой», — заявила Цулукиани, — «Например, несчастливо Агентство по туризму… 1 сентября, когда эта реформа вошла в силу, это вызвало сокращение туристического потока к нам на 42 000 человек в 2014 году в течение четырех месяцев – китайцев, иракцев, иранцев и египтян. Исходя из этого, мы сузили (это количество) и получили успех в Брюсселе, и мы ждем успеха какого-то типа на Рижском саммите. Все вместе не может произойти на одном саммите, но нужно открыть и написать это черным по белому, что перспектива открыта. Потом мы можем уже в установленных рамках контролировать и впускать тех, кто является доброжелателем нашей страны, или туристом, и что самое главное, инвестором».
В ответ на это заявление Посольство Ирана в Тбилиси заявило: «Пару разумныз слов в связи с неквалифицированным и необдуманным заявлением министра юстиции Грузии гсоподи Теи Цулукиани». «С восстановления независимости Грузии в 1992 году по сей день, Иран, который обладает трехтысячелетней историей блестящей цивилизации, и который занимал и занимает выделяющееся место в мире, всегда стоял рядом с Грузией. Иран был одним из первых, кто признал независимость Грузии. Установил дружеские отношения и в течение последних 33 лет, во время всяческих вызовов и сложностей поддерживал Грузию», — говорится в заявлении.
«2 – в течение истории, иранцы, которые являются народом разумной и высокой культуры, в различных странах, где им приходилось жить, служили строительству, успехам и благополучию тех стран. Таким образом, установленные для иранских инвесторов и туристов ограничения могут быть восприняты в качестве потери Грузией знания, капитала и ценной службы со стороны иранских друзей», — заявляет иранское посольство.
«В то же время, это не может повлиять на отношения между народами мира, несмотря на расистские и ксенофобные соображения некоторых лиц», — говорится в заявлении посольства.
С 1 июля 2013 года Грузия в одностороннем порядке отменила безвизовый режим для граждан Ирана, вслед за чем последовало ужесточение миграционной и визовой политики со стороны Тбилиси. Тогда этот шаг Грузии подвергли критике иранские депутаты; Этот вопрос был выдвинут на повестку и властями Ирана, когда председатель Парламента Грузии Давид Усупашвили в январе 2015 года побывал в Тегеране.
В июне 2013 года, когда Wall Street Journal сообщал о росте интереса со стороны иранцев к бизнес-деятельности в Грузии, было высказано предположение, что некоторые их бизнесы могли использоваться с целью обхода установленных против Ирана санкций. Министр юстиции Теа Цулукиани ответила, что власти Грузии внимательно контролируют бизнес-деятельность иранцев и устанавливают «строгий контроль» над осуществлением санкций против Ирана; Она также сказала, что в результате тесного сотрудничества между исполнительной и судебной властями Грузии, были заморожены около 150 банковских счетов иранских физических и юридических лиц.
По заявлению Министерства юстиции Грузии, высказанные Посольством Ирана оценки в связи с министром юстиции «вызывают сожаление».
Министерство заявляет, что «проведенные изменения, которые подразумевали введение совершенно новых правил, породили практические неудобства для многих наших соотечественников, так же как и для граждан некоторых иностранных государств».
«В своем публичном выступлении министр юстиции Грузии подчеркнула именно это обстоятельство и отметила, что не существует большой реформы, которую не первом этапе не сопровождают сложности. Для решения каждой этой сложности министр юстиции лично работает вместе со своим другим коллегой и эта работа продолжится вплодь до урегулирования каждого индивидуального вопроса», — заявляет Министерство юстиции.
«В том же публичном выступлении министр юстиции также добавила, что теперь уже существуют новые правила, которых до сих пор не было, так как у Грузии не было миграционной политики. В рамках этих правил и уже разработанной политики будет открыта возможность того, чтобы Грузия постепенно начала думать об ослаблении ужесточенных регуляций сфокусировавшись, чтобы поощрить инвесторов и не только их, с Ирана, Сирии, Ирака и других стран, с которыми был введен визовый режим», — говорится в заявлении.
«Вызывает сожаление, что за выступлением министра юстиции, которое было ориентировано на дело и демонстрацию перспективы выхода, последовали такие оценки со стороны Посольства Ирана. Несмотря на это, Министерство юстиции продолжит работу, с одной стороны, ради успеха на пути европейской интеграции нашей страны, и с другой стороны, с давним партнером Грузии и страной великой цивилизации – иранским государством для создания соответствующих условий для въезда и нахождения в Грузии иранских инвесторов, туристов, студентов или профессионалов различных отраслей», — заявляет Министерство юстиции Грузии.
Заявление Теи Цулукиани от 18 февраля также подвергли критике и десять местных неправительственных организаций, которые отметили в опубликованном 6 марта совместном заявлении, что заявление министра юстиции «носит ксенофобный характер и является явно дискриминационным в отношении лиц с названных министром этнической и расовой идентичности, поскольку отождествляет их с недоброжелателями Грузии, которые не должны быть допушены в страну».
«Такие заявления противоречат всеобщему принципу защиты прав человека и полностью сотовтествует той риторике, которую культивируют в нашем обществе настроенные радикально группы. Особую тревогу вызывает то, когда такой популистский наратив тиражируется лицом высокой политической должности», — говорится в заявлении, под которым свои подписи поставили Ассоциация молодых юристов Грузии; Международная прозрачность – Грузия; Демократическая инициатива Грузии; Фонд развития СМИ; Идентоба; Институт толерантности и многообразия; Центр по обучению и мониторингу прав человека; 42-ая Статья Конституции; союз «Сапари».
«Кроме того, министр юстиции распространяет ошибочное представление, якобы такой дискриминационый подход – ограничение на взеъд в страну для представителей определенных стран и этнических групп – является предпосылкой успеха Грузии на пути европейской инеграции, что, в свою очередь, содействует углублению ошибочных и стереотипных представлений о Европе», — говорится в заявлении.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)