Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 11 марта, что подписанное при посредничестве Швейцарии Соглашение между Россией и Грузией, которое предусматривает установление мониторинга на торговлю между двумя странами, «не ущемляет статус Абхазии и Южной Осетии как новых независимых государств», так как это соглашение, по его словам, «не распространяется» на эти территории.
Грузия дала согласие на принятие России во Всемирную торговую организацию (ВТО) только после того, как Тбилиси и Москва, при посредничестве Швейцарии, 9 ноября 2011 года подписали соглашение, которое предусматривает формирование современной, комплексной системы наблюдения и аудита на перемещение грузов через сепаратистскую Абхазию и Южную Осетию.
«Абхазия не имеет к этому никакого отношения», — заявимл Лавров, когда на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел сепаратистского правительства Абхазии Вячеславом Чирикба в Москве его спросили, как подействует это соглашение на отношения Москвы с Сухуми.
Это «соглашение не ущемляет статус Абхазии и Южной Осетии как новых независимых государств и не порождает ни для Сухума, ни для Цхинвала каких-либо обязательств. Действие Соглашения, как и работа швейцарской частной компании, привлекаемой для администрирования отдельных таможенных вопросов, не распространяется на территории Абхазии и Южной Осетии. Оно касается исключительно территории России и Грузии в границах после августа 2008 г.», — заявил Лавров.
«Сейчас есть стремление, чтобы Соглашение заработало, чтобы функционировала эта швейцарская частная компания, которая в соответствии с этим документом будет подключаться в том числе к аудиту таможенной статистики», — заявил глава МИД России, — «Мы будем следить за тем, чтобы принципы, заложенные в основу Соглашения, четко соблюдались».
Специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе и заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасинна встрече в конце февраля в Праге обсудили вопросы начала реализации соглашения.
Наряду с другими вопросами соглашение предусматривает наем «нейтральной частной компании» — в качестве такой компании была выбрана компания SGS – с целью осуществления мониторинга на перемещение грузов через три «торговых коридора». Два торговых коридора расположены в сепаратистских регионах, а третий – на пограничном КПП между Казбеги — Верхний Ларс. Переговорщики Грузии в то время заявляли, что тот пункт соглашения, который предусматривал установление единого «торгового режима» на всех трех участках границы, как в сепаратистских регионах, так и в расположенной в не-спорной части Грузии, было важным достижением Тбилиси. Представители частной компании с целью мониторинга торговли должны были расположиться в начале и конце каждого из коридоров таким образом, чтобы они не были размещены непосредственно в сепаратистских регионах.
По условиям соглашения, Грузия и Россия должны предоставлять Механизму таможенного администрирования и мониторинга данные о всех тех товарах, которые ввозятся или вывозятся из торговых коридоров.
Механизм таможенного администрирования и мониторинга объединяет два основных компонента – Систему обмена электронными данными (Electronic Data Exchange System, EDES) и Систему международного мониторинга (International Monitoring System, IMS).
Посредством Системы обмена электронными данными российские и грузинские таможенники будут предоставлять частной нейтральной компании информацию «о всех таможенных и торговых операциях».
Составным компонентом Системы обмена электронными данными (EDES) будет функция предоставления предварительной информации о грузах (advanced cargo information). Это специально созданная веб-поатформа, на которой будет просиходить предварительный сбор информации о перевозимых грузах, что облегчит частной компании процесс управления риском. То есть, на этой электронной платформе, к которой доступ будет иметь частная компания, информация будет собираться перед тем, как груз появится на платформе торгового коридора.
Одним из элементов Системы международного мониторинга является то, чтобы «на каждый торговый груз, который ввозится в заранее определенный торговый коридор через терминал, была бы установлена электронная печать и использовала система GPS/GPRS слежения за грузами.
Отвечая на тот же вопрос, министр иностранных дел сепаратистского правительства Абхазии вячеслав чирикба заявил, что российско-грузинское соглашение «не связано напрямую с Абхазией». Он отметил, что представители «частной компании» не будут размещены на территориии Абхазии.
Поэтому, я уверен, что это не повлияет негавтивно на торговый оборот между Абхазией и Россией. Мы постоянно консултируемся с нашими российскими коллегами и я уверен, что нарушение прав Абхазии не будет иметь места, — заявил Чирикба.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)