Site icon Civil.ge

Президент выражает претензии в связи частой сменой министров обороны


Президент Маргвелашвили во время своего телевизионного выступления заявляет, что принял решение не представлять обновленный состав правительства в Парламент незамедлительно и отложить эту процедуру на одну неделю в рамках полномочий, которые ему предоставляет Конституция.

Президент Георгий Маргвелашвили выразил претензии в связи с частой сменой министров обороны и заявил, что заявление премьер-министра Ираклия Гарибашвили о том, что вместо двух будут назначены три новых министра, создает впечатление, что «правительство работает в режиме форс-мажора».

Указывая на эти причины, президент Маргвелашвили заявил, что принял решение не представлять обновленный состав правительства в Парламент незамедлительно и отложить эту процедуру на одну неделю, что затянет процесс в рамках конституционных сроков.

Конституция не предоставляет президенту право, заменить или заблокировать членов Кабинета министров, но у него есть семидневный срок, чтобы подписать документ о представлении правительства в Парламент для объявления Кабинету министров доверия.

Парламентское большинство Грузинской мечты и премьер Гарибашвили несколько раз отметили, что они желают, как можно быстрее завершить процедуры утверждения правительства.

Перед тем, как президент выступил бы с заявлением, Парламент планировал провести в пятницу комитетские слушания обновленного правительства, а вынести вопрос на голосование на пленарном заседании собирался в субботу-воскресенье, но этот план законодательного органа не был реализован и процесс будет отложен, предположительно, на неделю из-за решения президента.

О своем решении президент Маргвелашвили объявил в пятницу после того, как за час до этого премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что наряду с кандидатами на должности министров по охране окружающей среды и спорта также представит кандидатуру депутата Тины Хидашели на пост министра обороны, которая должна сменить на этом посту Миндию Джанелидзе. Последний возглавил оборонное ведомство с ноября 2014 года после того, как его предшественник Ираклий Аласания был отправлен в отставку. За день до этого премьер-министр Ираклий Гарибашвили исключил возможность каких-нибудь существенных изменений в правительстве и заявлял, что он планирует заменить только двух министров – по вопросам охраны окружающей среды и по вопросам спорта, которые написали заявления об отставке на этой неделе. На прошлой неделе произошла также замена министра инфраструктуры.

В своем телевизионном заявлении президент Маргвелашвили отметил, что в тех условиях, когда в течение одной недели правительство «молниеносно» покидают три министра, и когда «мы вчера знали, что будут заменены только два министра, а сегодня узнаем, что их будет три, у меня возникает впечатление, что правительство работает в режиме форс-мажора».

«Хочу всем напомнить, что перед нами стоят сложные вызовы», — заявил Маргвелашвили.

«Как главнокомандующий страны, хочу задать вопрос, с какой частотой мы должны менять министров обороны?», — продолжил он.

«На фоне этой сложной обстановки, хочу дать возможность, как премьер-министру, так и Парламенту, в более спокойной среде провести консультации и сформироваться по составу правительства», — заявил президент.

«Я пользуюсь предоставленным Конституцией Грузии мне единственным правом и на неделю откладываю ту подпись, которую я должен был поставить под списком правительства», — отметил он.

«Надеюсь, что в течение этой недели наше политическое руководство в спокойной обстановке примет сбалансированное решение», — заявил Георгий Маргвелашвили.

Реакции на решение президента

После того, как Георгий Маргвелашвили озвучил свое решение, председатель Парламента Давид Усупашвили заявил, что законодательный орган был готов сегодня же начать процедуры по объявлению доверия правительству.

«Но президент Грузии решил воспользоваться тем сроком, который предоставлен ему по Конституции; Это тоже конституционный процесс», — заявил Усупашвили, — «Президент избран потому, чтобы принимать разумные, важные для государства решения. Очевидно, в такой экспромтной ситуацию наверно считает, что нам нужно больше времени, чтобы сформироваться, доверяем или нет обновленному составу правительства. Это его мнение, его взгляд. У нас могут быт отличающиеся взгляды и мы можем считать, что сегодня же могли решить этот вопрос, но мы должны уважать предоставленные Конституцией полномочия. Он решил дать нам больше времени для того, чтобы подумать – больше думать никогда не вредно и плохо. В то же время страна продолжает жить, у страны есть действующее правительство полноценное и правомочное… Так, что правительство продолжает работу по своему направлению и Парламент по своему направлению».

Лидер парламентского большинства Грузинской мечты Давид Саганелидзе заявил, что было бы желательно, чтобы доверие обновленному правительству было бы объявлено как можно скорее, но в решении президента есть определенная логика, чтобы дать больше времени Парламенту на обсуждение.

Лидер парламентского меньшинства Национального движения Давид Бакрадзе приветствовал решение президента о переносе на поздний срок представления обновленного правительства в Парламент в такой «хаотичной» обстановке. По его словам, эти кадровые изменения, которые не касаются премьер-министра и экономической команды правительства, не помогут стране в преодолении «экономического кризиса». ОН повторил требование Национального движения о формировании «технического» правительства, которое приведет страну к досрочным выборам. Он также заявил, что Национальное движение просит встречи с президентом, чтобы страна «не получила правительство, которое ввела страну в кризис и чтобы за этим недельным сроком последовали реальные изменения». Конституция не позволяет президенту вносить какие-либо коррективы в состав правительства и его единственным рычагом является то, что он может повлиять на темпы процедур объявления доверия.