Site icon Civil.ge

Формирование Службы госбезопасности планируется с августа месяца

Формирование Службы государственной безопасности в результате разделения МВД планируется с августа месяца, — говорится в законодательном пакете, который был предложен правительством и который уже обсуждается в Парламенте.

В результате реформы, в Службе государственной безопасности объединятся находящиеся на сегодняшний день в структуре МВД подразделения: Контртеррористический центр, Департамент контрразведки, Агентство государственной безопасности, название которого может быть изменено, Антикоррупционное агентство, Иформационно-аналитический департамент, Департамент специальных операций и Оперативно-технический департамент – последний занимается тайными следственными действиями.

Заместитель министра внутренних дел Леван Изория во время представления законопроекта на объединенном комитетском слушании в Парламенте, в котором участвовали представители парламентских комитетов по обороне и безопасности, по внешним отношениям и по правам человека, несколько раз подчеркнул, что функцию тайной слежки будет осуществлять Служба государственной безопасности.

Остальные подразделения, которые обладают полицейскими функциями, в частности, функциями охраны общественного порядка и правопорядка, в том числе, Криминальная полиция, Пограничная полиция и Агентство обслуживания, останутся в структуре МВД.

В отличие от МВД, которое остается частью правительства, Служба государственной безопасности будет учреждением специального назначения в прямом подчинении правительства, в качестве одного из главных руководящих принципов для которого законопроект определяет «политический нейтралитет».

Руководителя нового ведомства, согласно законопроекту, будет подбирать премьер-министр и предложит правительству, которое в случае одобрения кандидатуры, представит ее на утверждение в Парламент. Законодательный орган в течение, максимум, 14 дней с момента представления большинством полного состава, т.е. 76 голосами утверждает на должность начальника Службы государственной безопасности, срок полномочий которого составит 6 лет.

По заявлению Изория, 6 лет выбраны специально, чтобы сроки полномочий начальника Службы не были связаны с 4-летним сроком избрания Парламента, в то же время, запрещено будет занимать должность начальника службы дважды подряд.

В ответ на предложения от неправительственного сектора о введении более прозрачных механизмов подбора начальника службы Изория ответил, что, возможно, в законодательство будут записаны, например, такие профессиональные критерии, как опыт работы в правоохранительных структурах и возрастной ценз, которые кандидат должен удовлетворить.

Служба государственной безопасности наряду с правительством также будет подотчетна и перед Парламентом, которому начальник службы будет представлять доклад о проделанной работе раз в год.

В то же время, Парламент наряду с утверждением начальника службы получит также и рычаг объявления недоверия ему; Этот механизм будет регулироваться Регламентом Парламента.

По законопроекту, начало функционирования Службы государственной безопасности планируется с августа 2015 года, но в переходном положении также отмечается, что до избрания первого руководителя Парламентом, премьер-министр сможет назначить временно исполняющего обязанности начальника и его заместителей, полномочия которых будут прекращены сразу после избрания начальника Парламентом.

Что касается финансовой стороны, в разъяснительной записке к законопроекту говорится, что финансирование Службы безопасности до конца года будет определено в размере 34 743 994 лари и до отражения соответствующих изменений в бюджете, эти средства будут выделены из финансирования МВД, что в этом году составляет 638,7 млн. лари.

По заявлению Левана Изория, по предварительным подсчетам, в Службе государственной безопасности, которая будет иметь как превентивные, так и следственные функции, в целом, будет работать, 4 тысячи сотрудников.

В ответ на опасения отдельных депутатов и представителей неправительственного сектора о том, чтобы после разделения МВД не произошло бы дублирование функций между этими двумя ведомствами, и в связи с этим внести в закон четкие записи, Изория заявил, что в рамках обсуждений инициатор готов учесть высказанные замечания, чтобы положения, которые оставляют возможность для интерпретации, были бы уточнены.

Он также подчеркнул, что представленные изменения являются началом более широкомасштабной реформы и за разделением МВД последуют дальнейшие институциональные реформы.

Планы разделения МВД, которые также были отражены и в предвыборных обещаниях правящей коалиции Грузинская мечта, были проанонсированы правительством в декабре прошлого года, и с этой целью была создана специальная рабочая группа, которая подготовила пакет соответствующих изменений, который и был представлен Парламенту на обсуждение 21 мая.

Коалиция за независимое и прозрачное правосудие, которая объединяет около 30 неправительственных организаций, приветствовала процесс «деконцентрации излишней власти» в руках МВД, но в опубликованном 28 мая заявлении также отметила, что «охваченный законодательным пакетом ряд вопросов требует обработки, чтобы внести в него прочные институциональные гарантии обеспечения политического нейтралитета Службы государственной безопасности».

Указывая на угрозу политизации Службы безопасности, коалиция в числе высказанных замечаний также призвала, чтобы Служба безопасности не обладала бы такими «классическими полицейскими полномочиями», как расследование и задержание.