Site icon Civil.ge

Законодательный пакет о реформе МВД принят во втором слушании

Парламент Грузии 3 июля после двухдневных обсуждений, во втором слушании принял крупный пакет законодательных изменений, которые предусматривают создание Службы государственной безопасности с 1 августа в результате разделения МВД.

Принятый в первом слушании вариант был усовершенствован в результате парламентских обсуждений по целому ряду направлений, в том числе и с точки зрения разграничения полицейских полномочий и полномочий безопасности, усиления подотчетности Службы государственной безопасности перед Парламентом, а также введения режимов безопасности, что заменит действующую на сегодняшний день практику т.н. ОДР.

В результате реформы, в структуру Службы государственной безопасности войдут входящие на сегодняшний день в состав МВД следующие подразделения: Контртеррористический центр, Департамент контрразведки, Информационно-аналитический департамент, Департамент специальных операций и Оперативно-технический департамент – последний осуществляет тайные следственные действия.

Направления деятельности Службы государственной безопасности Грузии четко определены в законопроекте и они охватывают работу над вопросами, связанными с безопасностью, в том числе, защиту конституционного строя и его защиты от насильственного свержения, а также работу над предотвращением внешних угроз, обеспечение экономической безопасности, борьбу с терроризмом и коррупцией, так же как и борьбы против транснациональной организованной преступностью, несущей угрозу безопасности страны.

Наряду с превенцией этих преступлений, а также с функциями анализа рисков и вызовов, Служба безопасности также будет обладать правом на проведение расследования и розыск-задержание обвиняемых; Однако в рамках этого ведомства единая следственная служба формироваться не будет. Как отметили представители МВД, право на проведение расследования будет только у следующих четырех подразделений: Департамента контрразведки, Контртеррористического центра, Агентства государственной безопасности и у Антикоррупционного бюро.

Ко второму слушанию в законопроекте более детально были расписаны процедуры и сроки, связанные с представлением начальника Службы безопасности. В частности, кандидатуру начальника агентства премьер-министр предлагает правительству, которое, в случае одобрения, в течение одной недели своим постановлением решает вопрос о его представлении Парламенту; Депутаты Парламента в течение двух недель с момента представления обсуждают и голосуют за него 76 голосами, путем тайного голосования и назначают начальника Службы. Одну и ту же кандидатуру, как правительству, так и Парламенту можно будет представлять только дважды.

Для начальника службы, который будет занимать должность на шестилетний срок и не может быть назначен на должность дважды подряд, законопроект устанавливает минимальные критерии, согласно которым, он должен быть гражданином Грузии, не менее 35-летнего возраста, с высшим образованием, у которого не будет двойного гражданства. Он также не должен быть партийным лицом или участвовать в политической деятельности. В то же время, согласно законопроекту, начальник службы станет постоянным десятым членом совещательного органа при президенте Грузии – Совета безопасности.

Ко второму слушанию также детально были расписаны вопросы подотчетности Службы безопасности перед Парламентом. В частности, начальник Службы обязан, до 1 апреля предстать перед Парламентом с ежегодным докладом. В то же время, в случае такого требования он будет «обязан» присутствовать на парламентских слушаниях и представлять депутатам внеплановые доклады о деятельности. На основании этого доклада Парламент сможет оценить деятельность начальника службы и отразить свои рекомендации в соответствующем постановлении.

Такое ко второму слушанию в законопроекте было отражено положение, согласно которому, не менее трети состава депутатов Парламента по списку смогут поставить вопрос об отравлении начальника службы в отставку и указать конкретные основания, если таковые будут выделены во время слушания его доклада.

Кроме этого, Парламент по своей инициативе или на основании обращения правительства правомочен рассмотреть вопрос о досрочном отправлении в отставку начальника службы в том случае, если он в течение двух месяцев подряд не может выполнять свои обязанности или занял несовместимую должность или занимается несовместимой деятельностью. Правительство будет вправе только приостановить полномочия начальнику Службы безопасности и то до того времени, пока Парламент примет по этому вопросу положительное или отрицательное решение. Решение о досрочном прекращении полномочий начальнику Службы безопасности Парламент принимает, как минимум, 76 голосами, но если этот вопрос провалится, его повторное выдвижение в течение шести месяцев запрещается, согласно законопроекту.

К первому слушанию одним из самых спорных положений законопроекта была существующая в течение многих лет практика назначения в различные учреждения офицера безопасности, т.н. ОДР, против сохранения которой наряду с группйо общественных организаций также выступали и отдельные депутаты, в том числе и входящие в состав Грузинской мечты депутаты от Республиканской партии.

Заместитель министра внутренних дел Леван Изория, который представил депутатам этот законопроект, подготовленный МВД, хотя и заявлял, что изначально инициаторы были против упразднения института ОДР, но ко второму слушанию заявил, что инициаторы приняли критику и согласились изъять из законопроекта пункт, который касался регуляций, связанных с «офицером безопасности».

Однако ко второму слушанию в законопроект в то же время были добавлены новые положения, согласно которым, Служба государственной безопасности правомочна установить режим охраны безопасности для тех государственных и частных учреждений с высоким риском, перечень которых установит правительство. Согласно законопроекту, в рамках режима охраны безопасности, который является обязательным к выполнению секретным документом и охватывает консультирование по вопросам безопасности, контроль за выполнением требований режима и правила обязательного выполнения указаний, Служба государственной безопасности оформляет договор о сотрудничестве с субъектом высокого риска. В этом договоре, согласно законопроекту, могут быть определены виды и рамки сотрудничества между сторонами, в том числе и назначение Службой государственной безопасности своего представителя с целью мониторинга выполнения режима безопасности.

На критику оппонентов в связи с тем, что назначение такого представителя, это, фактически, то же самое, что и продолжение практики т.н. ОДР, Изория ответил, что это «существенно отличающаяся» модель, основанная на западной практике и «вообще ничего общего не имеет с институтом ОДР».

Главное различие, по его словам, заключается в том, что обществу будет открыт перечень тех учреждений, где может быть осуществлен режим безопасности. По его же словам, договор о соблюдении этого режима основывается на добровольных отношениях между сторонами и если у субъекта не будет желания, чтобы представитель Службы безопасности был бы назначен, тогда там мониторинг будет осуществляться в форме инспектирования или другой альтернативной форме.

Изория также заявил, что он «исключает», что в перечень учреждений, который предстоит утвердить правительству, попадут банки или Общественный вещатель, так как режим безопасности, в основном, коснется объектов такого типа, как порты, ЖД, энергетические объекты.

Председатель Юридического комитета Вахтанг Хмаладзе заявил, что если первоначальный вариант изменений предусматривал механическое разделение МВД, обработанный ко второму слушанию проект уже не является «только техническим разделом, а является созданием качественной новой службы».

Депутаты от оппозиционного Национального движения заявили, что они не поддержат инициативу, так как она не отвечает вызовам, которые связаны с бесконтрольными тайными прослушиваниями и практикой ОДР; В то же время, по их заявлению, формальное разделение МВД порождает необходимость дополнительных расходов и параллелизм между ведомствами.

Оппозиционные «Свободные демократы» заявили, что новая система не обеспечивает то, что службы безопасности не будут использованы в качестве механизма «политического преследования и шантажа».

«То обещание, которое было дано Грузинской мечтой, что (МВД) будет разделено, можно сказать, что выполнено, но действительно нет у нас ощущения того, что оно делится для того, чтобы страна двигалась вперед по правильному направлению. Исходя из этого, мы не поддержим этот законопроект», — заявил депутат Зураб Абашидзе от Свободных демократов.

Организация «Международная прозрачность – Грузия», которая была категорически против института т.н. ОДР, заявляет, что хотя в этом направлении якобы и был сделан шаг вперед, но «сохранение такой системы в определенном виде все равно является советским пережитком».

«Мы приветствуем, в целом, отделение Службы безопасности от МВД, но считаем, что предложенным законопроектом, таким отделением Службы безопасности от МВД, фактически, получаем второе МВД, только с низким стандартом прозрачности, характерным только для Службы безопасности», — заявила исполнительный директор «Международной прозрачности – Грузия» Эка Гигаури.

По ее словам, вновь проблемой остается сохранение против «принципов Совета Европы» в Службе безопасности следственных функций, а также перенесение туда действующей системы прослушивания-слежки, «поскольку это порождает угрозу злонамеренного использования власти».