Россия заявила, что она не внесла Грузию в расширенный список тех стран, которым запрещено ввозить на территорию РФ свои сельскохозяйственные и продовольственные продукты, так как «меры, принятые руководством Грузии в отношении России, незначительны».
В список стран, из которых запрещено ввозить в Россию продовольственные продукты, в том числе, мясо, рыбу, молочные продукты, фрукты и овощи, Россия внесла Исландию, Лихтенштейн, Албанию и Черногорию, так как эти страны присоединились к санкциям Евросоюза против России. Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил 13 августа, что этот запрет коснется и Украины с января 2016 года в том случае, если Договор о свободной торговле между Украиной и ЕС войдет в силу.
В прошлом году вместе с Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Украиной к одной из санкций ЕС присоединилась также и Грузия, которая касается запрета на импорт продукции, произведенной в Крыму и Севастополе. Эти страны, кроме Грузии, также присоединились и к другим санкциям ЕС, которые предусматривают ограничения против ведущих государственных банков России, а также на поставки технологий в сфере энергетики и военной отрасли. После того, как ЕС на один год, до 23 июня 2016 года продлил санкцию на импорт продукции из Крыма, Грузия осталась присоединенной к этой санкции.
«На данный момент у России и Грузии нет активных отношений и высокого товарооборота», — сообщают российские информационные агентства со ссылкой на пресс-релиз правительства России, — « В отличие от других стран, меры, принятые руководством Грузии в отношении России, незначительны. В связи с этим было принято решение, что нет необходимости включать эту страну в перечень стран, производителям которых запрещено поставлять некоторые виды сельхозпродукции».
Комментируя решение России, министр финансов Грузии Нодар Хадури заявил журналистам 14 августа в Тбилиси: «У нас нет роскоши, чтобы выбирать рынки, где будем работать и где нет. Грузия должна использовать все рынки, все возможности, и, естественно, рынки России и других бывших стран Советского Союза также интересны с этой точки зрения».
Министр сельского хозяйства Грузии Отар Данелия заявил, что любой рынок, в том числе и российский, важен для Грузии, и добавил, что «диверсификация приоритетна в равной мере».
«Любое положительное решение действительно можно приветствовать», — добавил он.
Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил: «исходя из разумной и прагматичной политики Грузии, нам удается разграничивать вопросы, которые удается урегулировать с Россией и которые нет. Там, где ситуацию можно урегулировать,, мы считаем, что мы должны предпринимать такие шаги, которые не повредят государственным интересам Грузии. Я рад, что наша политика, которая пересмотрена в отношении России, принесла результат, это дало результат и Грузия продолжает торговые отношения и другие такие отношения, которые исходят из интересов государства».
После снятия Россией торгового эмбарго против Грузии, экспорт Грузии в Россию в 2013 году вырос в четыре раза по сравнению с 2012 годом и составил 190,2 млн. долларов США. В 2014 году экспорт в Россию вырос на 44% по сравнению с предыдущим годом и составил 274,9 млн. долларов США, что составляет 9,6% всего экспорта Грузии за прошлый год.
Но существующие в России экономические проблемы подействовали и на соседей, в том числе и на Грузию, экспорт из которой в Россию сократился вдвое в первой половине 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составил 70,6 млн. долларов США.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)