Если НАТО не сможет показать ощутимый результат на пути членства Грузии на Варшавском саммите в будущем году, «это будет очень четким посланием, что все те обещания», который были даны альянсом, «останутся только на бумаге», — заявила министр обороны Грузии Тина Хидашели 19 августа в Вашингтоне.
Такой результат, по ее словам, укрепит уже возрастающий скептицизм среди грузин, что, в свою очередь, повлияет и на парламентские выборы в октябре 2016 г.
Хидашели, которая посещает США своим первым визитом на должности главы оборонного ведомства Грузии, 18 августа в Пентагоне встретилась с министром обороны США Эштоном Картером.
Выступая в Институте мира США, министр обороны Грузии заявила, что ее визит в США ставит перед собой две основные задачи – «усилить партнерство» с США, чтобы «с этого партнерства получить больше ощутимых результатов», и в то же время, «искать ответы, советы и поддержку» на пути к НАТО. «Приближается Варшавский саммит и Грузия четко дала понять всем странам и партнерам, что вопрос членства и расширения мы будем выдвигать сильнее, чем мы это делали когда-либо», — заявила она аудитории, собравшейся в Институте мира США.
«Грузия заслуживает это, но, в то же время, мы также думаем, что больше чем Грузии это нужно НАТО для подтверждения своей надежности и выполнения того условия, которое организация выдает уже несколько лет подряд. Мы слышим аргументы, что дальнейшее расширение НАТО по соседству России станет фактором, вызывающим действия России; Мы отвечаем друзьям, что это такое восприятие, возможно даже легитимное, но не факт. А факт заключается в другом, и факты свидетельствуют, что когда НАТО отказалась от расширения в 2008 году, именно тогда произошла война (в Грузии), Этот отказ и то, что НАТО не осмелилась принять этот вызов, был понят Россией, как зеленый свет к действиям в Грузии. Далее в 2009 году мир сказал «хорошо, давайте, забудем то, что произошло»… и у нас была политика «перезагрузки»… Россию вновь воспринимали в качестве партнера, но потом случилась Украины… После Украины стало совершенно очевидно, что никакого партнерства от России не стоит ждать», — заявила Хидашели.
На Бухарестском саммите в 2008 году лидеры НАТО заявили, что Грузия станет членом НАТО, но по решению того же саммита, до того, как Грузия станет членом альянса, ей придется пройти этап Плана действия к членству (ПДЧ). После того Грузии отказывают в предоставлении ПДЧ.
«Этот промежуточный шаг (ПДЧ) должен исчезнуть после Варшавского саммита», — сказала Хидашели.
По ее словам, с практической точки зрения, ПДЧ ничего нового не сможет дать Грузии в виде инструмента сотрудничества с НАТО, так как страна уже многие годы имеет все те механизмы, которые предусмотрены в ПДЧ.
По ее словам, то, чего просит сегодня Грузия, заключается в том, чтобы страна формально получила «то, что у нее уже имеется, и сделать политическую заявку, что Грузия уже прошла одну ступень и теперь стоит на пути к членству».
«Если нам откажут в этом, думаю, это будет очень четким посланием, что все обещания (НАТО) останутся только на бумаге», — заявила она.
Хидашели также отметила, что Рижский саммит Восточного партнерства не смог предоставить ощутимых результатов и это подстрекнуло Россию действовать в Грузии, что выразилось в продолжении обустройства разделительной линии в сепаратистской Южной Осетии.
«Правительство Грузии будет терпеливым; Мы не допустим, чтобы война случилась еще раз… Мы не поддадимся на провокацию», — заявила министр обороны Грузии.
Она также подчеркнула, что в последнее время демаркационные действия на административной границе Южной Осетии российскими военными силами были осуществлена на территории, которая расположена, примерно, в 500 метрах от главной автомагистрали Восток-Запад. По словам Хидашели, возникает «очевидный вопрос», является ли целью России блокировка этой магистрали и разделение страны на две части или ее целью является, чтобы Тбилиси постоянно думал об этой угрозе и переносил внимание с задач развития страны, в том числе и с евроатлантической интеграции. Несмотря на то, что является причиной, по ее словам, развитие событий – «или задним ходом, или вперед» — в большей степени будет зависеть от тех решений, которые будут приняты Варшавским саммитом НАТО в июле 2016 года.
Хидашели также указала на то, что Варшавский саммит предшествует октябрьским парламентским выборам в Грузии всего на несколько месяцев. По ее словам, если от саммита не поступят послания о расширении, это еще более расширит скептицизм среди грузинских избирателей.
«Результаты Варшавского саммита сыграют большую роль в том, какое решение примет избиратель на выборах в октябре 2016 г», — сказала она.
«Скептицизм растет… У народа расширяется разочарование в отношении перспективы вступления Грузии в НАТО и ЕС. Наши коллеги и лидеры, особенно, в Европе, очень часто напоминают остальному миру, что в течение следующих пяти или десяти лет не произойдет ни расширение НАТО и ни ЕС», — заявила Хидашели.
Она также отметила, что у нее есть ожидание того, что на выборах в будущем году пророссийские силы получат в Парламенте места, но не в большом количестве. В числе пророссийских партий она назвала «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе.
По е мнению, отк5азав на Варшавском саммите, НАТО направит сигнал, что «ее не интересуют страны за ее пределами, по соседству России. А решение в пользу расширения, по ее словам, будет посланием России, что для НАТО «также важны страны партнеры, как и ее члены».
«Если существует что-то, что доказала нам история, это то, что НАТО несет силу мира», — заявила Хидашели и добавила, что «единственной причиной», из-за чего страны Балтии «сейчас чувствуют себя в безопасности», это их членство в НАТО. Но она также отметила, что если Варшавский саммит не примет решения в пользу расширения, это поощрит Россию не только против Украины и Грузии, но и возможно, против тех бывших советских стран, которые сейчас являются членами НАТО.
«Если все продолжится так, как сейчас, не вижу чего-либо… что удержит Россию от этого», — заявила она.