Бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, который более 14 месяцев находится в предваиртельном заключении, выиграл дело в Конституционном суде Грузии, который 16 сентября заявил, что содержание лица в предварительном заключении более чем на 9 месяцев является неконституционным.
Согласно Конституции, сроки предварительного заключения обвиняемого не должны превышать 9 месяцев. Однако та норма Уголовно-процессуального кодекса, которая действует с 2010 года, допускает продление 9-месячного срока предварительного заключения, если тому же лицу будут предъявлены новые обвинения.
Данную норму УПКГ Конституционный суд признал неконституционной.
Решение объявил председатель Конституционного суда Грузии Георгий Папуашвили в среду вечером после того, как до этого возникли препятствия на пути опубликования решения суда.
На объявлении решения Конституционного суда присутствовали только восемь из девяти судей КСГ; Судья Мераб Турава не находился вместе с остальными. В документе с решением суда отсутствовала и его подпись. Именно его отказ подписать решение суда и обусловил отсрочку объявления решения суда, что первоначально планировалось сделать 15 сентября.
Хотя изначально суд и заявлял, что он не правомочен объявить решение в условиях отсутствия подписей всех судей членов суда, но вердикт все же был опубликован 16 сентября около 9 часов вечера.
Против Угулава, который в то же время является одним из лидеров оппозиционного Национального движения, выдвинуты различные обвинения по нескольким делам, которые он отвергает, как политически мотивированные обвинения. Судебные процессы по этим делам продолжаются.
Тбилисский городской суд избрал в виде меры пресечения для Гиги Угулава предварительное заключение в начале июля 2014 года.
В то время, когда 9-месячный срок нахождения Угулава в предварительном заключении истекал, в марте 2015 года прокуратура отяжелила выдвинутые против него обвинения, чтобы оставить его в заключении.
Аналогичную тактику использовала ранее прокуратура и против бывшего министра обороны Бачо Ахалаия, который был задержан в ноябре 2012 года и сроки предварительного заключения которого продлевались несколько раз путем выдвижения против него новых обвинений до тех пор, пока в октябре 2014 года суд вынес ему приговор.
В ежегодном докладе Государственного департамента США о положении прав человека в мире, который касается событий прошлого года, на основании обеспокоенности общественных организаций в связи с содержанием лиц в предварительном заключении, отмечается, что прокуратура Грузии использует «законодательные лазейки» для продления 9-месячного срока предварительного заключения. «Наряду с выдвижением ряда новых обвинений исчисление девятимесячного периода начинается заново и прокуратура часто ждет истечения сроков, связанных с первоначальными обвинениями, чтобы выдвинуть новые обвинения», — говорится в докладе.
Вскоре после объявления решения Конституционного суда Грузии адвокат Гиги Угулава Бека Бесилаия заявил, что с этого момента бывший мэр Тбилиси находится уже в незаконном заключении и власти незамедлительно должны освободить его подзащитного из заключения.
После объявления решения КСГ члены и активисты Национального движения собрались у здания т.н. Матросовской тюрьмы, где они требовали немедленного освобождения Угулава.
В том же конституционном иске Угулава опротестовывал и другие положения УПКГ, которые, по его мнению, были также неконституционными, но суд не удовлетворил эту часть иска.
Это уже второй случай, когда Угулава выигрывает дело в Конституционном суде.
Вынесенным в мае 2014 года решением КСГ признал неконституционным содержание тех норм УПКГ, на основании которых избранному путем прямых выборов мэру Тбилиси Гиги Угулава суд приостановил служебные полномочия.