Конституционный суд Грузии приостановил функционирование Агентства финансового надзора и заявил, что эта временная мера будет действовать до тех пор, пока суд примет окончательное решение в связи с конституционностью норм закона, которые обжаловала парламентская оппозиция.
С целью установления конституционности спорного закона о банковском надзоре около 39 депутатов Национального движения и Свободных демократов примерно три недели назад внесли в Конституционный суд страны иск, который был принят к производству Пленумом Конституционного суда 12 октября при поддержке всех девяти судей.
Во внесенном 22 сентября совместном иске оппозиционные депутаты заявляют, что лишение Национального банка функций финансового надзора лишает его права на поддержку стабильного функционирования финансового сектора, определенного по Конституции. По их мнению, спорный закон нарушает Конституцию и с точки зрения полномочий президента, так как на президента не возлагается никакая роль в процессе подбора и назначения членов Совета нового агентства.
Конституционный суд заявил, что 5 голосами против 4 в виде временной меры приостановил действие тех норм закона, которые определяют полномочия Совета и начальника агентства, так как «до окончательного решения вопроса действие спорны норм могло поставить под сомнение не только устойчивость финансово-банковского сектора страны, но и могло повлечь неисправимые последствия для прав и интересов конкретных лиц (участников банковских отношений, инвесторов, вкладчиков)».
До принятия окончательного решения по этому делу функции уже укомплектованного и находящегося на этапе начала функционирования Агентства финансового надзора вновь будет выполнять Национальный банк.
Принятые в июле спорные законодательные изменения, которые лишили НБГ функций финансового надзора на фоне критики этого решения со стороны международных финансовых институтов, бизнес-ассоциаций, оппозиционны партий, общественных организаций и самого НБГ, вошли в силу 10 сентября, а 18 сентября Парламент утвердил руководителя нового агентства и членов его совета.
Этому предшествовало вето со стороны президента Георгия Маргвелашвили в конце июля в отношении законопроекта, которое в сентябре было преодолено Парламентом. Несмотря на то, что президент не был согласен с законопроектом, по которому вето было преодолено, он все же подписал его. Но действие вошедшего в силу закона на этот раз приостановлено решением Конституционного суда.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)