29 октября были опубликованы две записи телефонных бесед, в которых бывший президент Грузии, ныне губернатор Одесской области Украины Михаил Саакашвили беседует о необходимости защиты телекомпании «Рустави-2» с помощью баррикад, призывает к действиям по «революционному сценарию» и говорит, что необходимо вызвать «физическое противостояние», во время которого должны быть «разбитые лица».
Записи, которые были опубликованы в Интернете, были распространены на фоне судебного спора о правах на владение телекомпанией «Рустави-2» , а также того следствия, о начале которого было объявлено Службой государственной безопасности грузии в прошлую субботу по статье заговора с целью свержения государственной власти.
Одна из записей содержит беседу между Саакашвили и генеральным директором «Рустави-2» Никой Гварамия, а во второй записи экс-прездент беседует с одним из лидеров его Национального движения Гигой Бокерия.
И Гварамия и Бокерия подтвердили действительность этих бесед.
Гварамия заявил, что он не всегда принимает советы Саакашвили, а Бокерия отметил, что обсуждал с Саакашвили, как противостоять тому, если имела бы место попытка силового захвата телекомпании «Рустави-2». Оба они подчеркнули, что в стране продолжается «незаконное прослушивание».
В своей реакции по этим записям Саакашвили, который не опроверг аутентичности этих записей, заявил, что «никто не должен удивляться, что я призываю к этой борьбе всех» с целью защиты свободы СМИ в Грузии.
В записи телефонной беседы между Саакашвили и Гварамия, которая состоялась, предположительно, 19 октября, экс-президент говорит директору «Рустави-2», что судья, который рассматривает спор о правах на владение «Рустави-2», вынесет решение против телекомпании, а также «однозначно» потребует незамедлительного исполнения решения.
На вопрос Гварамия, как он видит развитие событий после этого, Саакашвили отвечает: «вы должны пойти по революционному сценарию».
«Вы должны призвать народ к защите, должны укрепиться, построить баррикады… сделать запасы воды, то, сё, и должен быть обычный многонедельный standoff (противостояние)», — говорит Саакашвили.
«Должны построить вокруг большие баррикады, подготовку должны начать сейчас же4 Железо, то, сё, должны принести, разложить, должны сделать обычную крепость… вокруг линию обороны, палатки, то, сё, это единственное, другого пути не существует… должны сделать физические укрепления… несколько барьеров, много железных конструкций, должны построить незамедлительно; сейчас же должны начать строительство… Дальнейший сценарий будет вторжение 22 (октября) и захват (Рустави-2). Мы не должны допустить этого захвата, 1500-2000 человек обычно всегда найдем, чтобы укрепить. Должны укрепиться; Как только укрепитесь одну неделю, все, очень сложно им будет», — говорит Саакашвили.
Гварамия говорит Михаилу Саакашвили, что «в доходах будет трудно», на что Саакашвили отвечает: «какие доходы – обычная революция, война… тут речь идет об одной неделе или двух».
Далее Гварамия интересуется, достаточно ли будет на это дело двух недель, на что Саакашвили отвечает: «Однозначно».
«Найдите боевиков, которые будут защищать. В конце концов, это быстро завершится стрельбой», — говорит Саакашвили Гварамия.
Во второй телефонной беседе, в которой Саакашвили беседует с Гигой Бокерия, экс-президент знакомит его коротко с содержанием беседы с Гварамия и говорит, что он призвал директора «Рустави-2» к укреплению здания телекомпании баррикадами.
«С завтрашнего дня должно начаться строительство железных конструкций, много баррикад должен сделать… со своей обороной, укреплениями, боевиками, чтобы они не смогли войти без выстрела», — говорит Саакашвили Гиге Бокерия.
После того, как Бокерия говорит Михаилу Саакашвили, что у Гварамия нет боевиков, Саакашвили отвечает, что «партиядолжна поставить». Потом Бокерия говорит ему, что «готовимся, чтобы партия поставила», но также говорит, что месторасположение «Рустави-2» не наилучшее место для установки баррикад с железными барьерами. На это Саакашвили отвечает: «Если быстро построите, можно построить».
«Другого пути я не виду, неделю нужно удержать укрепление», — сказал Саакашвили.
Потом Саакашвили спрашивает Гигу Бокерия: «Эти идиоты иностранцы что делают?».
Бокерия ответил, что Госдепартамент США собрался сделать заявление.
Когда Бокерия спросил саакашвили, «в каком настроении показался Гварамия» ему, одесский губернатор ответил, что Гварамия сказал ему, что «журналисты растеряны, но нужно их подбодрить».
«Я сказал Нике, что может начаться стрельба и должны быть готовы к этому», — заявил Саакашвили.
«Сейчас есть необходимость в физическом противостоянии. Мы должны показать, что можем это – если не можем этого, то грош нам цена. Иначе не сможем обратить на себя внимания», — заявил Саакашвили.
«Должен быть мордобой и если выстрелят, что мы должны делать», — говорит он в конце записи.
Служба государственной безопасности заявила 30 октября, что изучает опубликованные телефонные записи в рамках того следствия, которое было начато ведомством 24 октября по статье заговора с целью свержения государственной власти.
Заявления Саакашвили, опубликованные после распространения записей
На распространённые записи Саакашвили письменно ответил на своей странице в Facebook 29 октября, но позже это заявление было удалено с его официальной страницы. Согласно первоначальному заявлению, Саакакшвили говорил, что «защита последней крепости свободного слова равносильно борьбе за существование Грузии».
«Никто не должен удивляться, что я призываю к этой борьбе всех, у кого есть на то силы и возможности. Если хотим, чтобы у Грузии было будущее, мы не должны допустить приглушение свободного мнения в Грузии по путинскому сценарию. Если станет необходимо физически защищать свободу, мы должны быть готовы и к этому, этому нас учит история европейской демократии. Именно так, мирным сопротивлением грубой силе защитил украинский народ свою свободу. Мы должны быть готовы к тому, что режим Иванишвили будет действовать по модели Януковича, он уже убедил всех, что на все способен. На фоне последнего заявления, мы должны быть готовы, что этот провинциальный диктатор не постесняется даже стрелять в свой народ».
«Но если мы отважно будем защищать свое достоинство и не уступим свободу, его судьба будет такой же, какую принял Янукович. Мы ни в одном случае не должны вторгаться и никого не должны свергать, но если будет необходимо защищаться от насильственной власти, мы должны быть готовы к этому и не должны позволить ему грубой силой убить свободное слово», — писал саакашвили на своей странице в Facebook в первом заявлении, которое потом было удалено.
Во втором заявлении, которое на его странице в Facebook было опубликовано 30 октября, Саакашвили заявляет: «Записывают телефонные беседы, потом обрабатывают это по частям путинские спецслужбы и именно в такой форме происходит их распространение на российских сайтах. Это совершенно очевидно носит характер очередной спецоперации».
«Меня беспокоит другое – у нас отбирают страну и некоторые «либералы» готовы за личные комплексы и соревнование в отношении меня отдать все. Так произошло в 2012 году и на том же пути стоят и сегодня. К счастью к сегодняшнему дню наш народ получил достаточно опыта и так легко не проглотит приманки, подброшенные русскими и их местным резидентом», — говорит Саакашвили в своем заявлении, но не уточняет, кого имеет в виду под этими «некоторыми либералами».
«Я уверен, что несмотря на всяческий шантаж и угрозы, грузинский народ будет защищать свою свободу и не только независимость телевидения, но и страны, так как сегодня это одно и то же», — заявляет Саакашвили, — «Я еще в 2012 году точно прогнозировал, что Иванишвили обязательно пойдет против «Рустави-2». Если сейчас не произойдет объединения и защиты свободы слова, что одно и то же, тогда мы можем распрощаться даже с идеей свободных выборов, и в дальнейшем нам обойдется ценой более крупных эксцессов спасти себя. Грузия обязательно победит».
Заявление Гварамия в связи с опубликованными записями
После распространения записей руководитель телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия созвал пресс-конференцию, которая прошла в 9-часовом информационном выпуске «Курьер» 29 октября, и заявил, что, несмотря на то, что Саакашвили его друг, он не разделяет его советы в связи с размещением баррикад у телекомпании.
Гварамия заявил, что эти записи подтверждают, что правительство осуществляет «незаконное прослушивание2 и в стране не осталось «свободного пространства». Единственным основанием для прослушивания его телефонных бесед, по его словам, может быть уголовное расследование, которое было начато СГБ в связи с возможным планированием заговора. Но он также указал, что опубликованные телефонные записи, которые, предположительно, состоялись после 19 октября, предшествовали началу уголовного расследования, которое ведется с 24 октября.
Гварамия также заявил, что записи также подтверждают его обвинения, что власти шантажируют его. Гварамия сказал 21 октября, что власти пригрозили ему опубликовать видео, отражающие моменты его личной жизни, а также записи телефонных бесед с Саакашвили, если он не откажется уйти с телекомпании.
«Михаил Саакашвили является моим близким другом. Его позиции по различным вопросам мне всегда интересны. Но, естественно, это не означает, что у нас во всем одинаковые позиции и по всем вопросам разделяем мнение друг друга», — заявил Гварамия.
«Да, подтверждаю, по мнению Михаила Саакашвили, мы должны были защитить свободу слова теми методами, о которых он говорит», — сказал Гварамия и добавил, что тот факт, что прошло около 10 дней с той беседы и баррикад все еще нет у телекомпании, подтверждает, что он не принял позицию Саакашвили.
«Исходя из конкретного партийного темперамента, советы были отличающимися – оставить все и быть осторожными, или сопротивляться в той обстановке, когда возможно в нас могли стрелять. Например, Саакашвили думает так и это дело его политического вкуса и политической ответственности», — заявил Гварамия.
По его словам, целью «Рустави-2» не является то, чтобы «привести к власти какую-либо партию, тем более, такими методами, которые вообще не имеют соприкосновения с СМИ».
«Рустави-2» это медиа, мы приняли совет от всех… Но действуем так, как мы считаем необходимым. Наше решение следующее: мы до конца будем защищать телекомпанию», — заявил Гварамия и обратился к властям: «Вы не сможете захватить Рустави-2». Точка».
Заявление Бокерия в связи с опубликованными записями
Один из лидеров оппозиционного Национального движения Гига Бокерия, который во время президентства Саакашвили был секретарем Совета национальной безопасности Грузии, заявил, что опубликованные записи свидетельствуют, что власти осуществляют «массовое прослушивание».
«Та позиция, которую мы фиксируем во время беседы, это наша публичная позиция», — сказал Бокерия журналистам 29 октября, — «Для нас красной линией является попытка заглушить «Рустави-2» со стороны режима Иванишвили».
«Мы потому стоим перед зданием «Рустави-2», что собираемся не допустить заглушение главного источника информации с нарушением закона, конституции. Мы хорошо понимаем, что режим Иванишвили решил подчистить поле за год до выборов 2016 года потому, что уверен, что даже в минимальной демократической обстановке не сможет сохранить власть… Наша задача в том, чтобы сохранить обстановку в конституционных рамках и после выборов 2016 года выдворить режим Иванишвили с этой страны путем демократичных, свободных, мирных выборов. Но это не произойдет за счет того, чтобы мы ничего не делали и не сопротивлялись попытке насильственного захвата «Рустави-2», — заявил Бокерия.
Заявление информационной службы «Рустави-2»
Информационная служба телекомпании «Рустави-2» опубликовала заявление от имени журналистов, в котором они заявляют: «Мы категорически отстраняемся от развития насильственного сценария любого вида».
«Наша редакционная политика не связана с целями ни одной политической силы и нашей целью является лишь то, чтобы нам позволили полноценно выполнять возложенные на журналиста обязанности, что, в первую очередь, подразумевает объективное освещение происходящих в стране событий. Для нас категорически неприемлемо насильственное действие любого вида, кем бы оно не было инициировано. В таком случае именно мы находимся под угрозой физического сведения счетов. В том случае, если не будут предотвращены насильственные действия, в случае наличия такой угрозы, ответственность полностью будет возлагаться на властей. Также требуем, чтобы власти разъяснили происхождение этих записей, законность их получения и то, как оказался этот аудиоматериал в украинском интернет-пространстве. Также требуем дополнительных разъяснений, почему не были опубликованы эти записи сразу после их получения, поскольку из записей становится предположительно понятно, что их содержание могло содержать угрозу жизни граждан этой страны. Мы заявляем, что сохраним независимую редакционную политику и хотим напомнить всем, что единственным средством нашей защиты и защиты свободы слова это камера и микрофон. Призываем руководство вещательной компании, с целью предотвращения возможных осложнений, не допускать на территорию телекомпании незнакомых лиц, в том числе и наших сторонником», — говорится в заявлении.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)