Выступая на съезде Республиканской партии Грузии давний член партии, заместитель секретаря Совета национальной безопасности Ивлиане Хаиндрава говорил о «институциональной неясности» в стране и о неопределенном процессе принятия решений, как внутри правящей коалиции, так и внутри правительства.
На съезде партии 6 декабря Хаиндрава, который с середины 2014 года занимает должность заместителя секретаря СНБ, заявил, что в течение последних трех лет, после того, коалиция Грузинская мечта пришла к власти, главным достижением стал увеличенный уровень свобод в Грузии. Он также отметил, что разделяет высказанные на съезде другими лидерами партии мнения о прогрессе, которого достигла Республиканская партия. Однако он также заявил своим однопартийцам, что хотел перенести внимание с существующей обстановки на другие аспекты.
«Мы живем и работаем в условиях неопределенной Конституции, где институциональную неясность обостряют неопределенные персональные отношения между власть держащими. Политическое поле в нашей стране загрязнено чужими комплексами и фобиями, маниями и злобой, некомпетентностью и политиканством, и, естественно, излишними амбициями», — заявил Хаиндрава и добавил, что с этой точки зрения и Республиканская партия не отстает от кого-либо.
«Заранее никто не знает, по какому вопросу кому принадлежит последнее слово, кто является тем лицом, инстанцией, или форматом, где достигается окончательное соглашение для решения той или иной проблемы», — заявил он.
«Не случайно, что находившийся месяц назад в Грузии с официальным визитом президент соседней страны встретился с нашим президентом, премьером, спикером Парламента, бывшим премьером и Патриархом», — заявил Хаиндрава, который имел в виду визит президента Азербайджана Ильхама Алиева, который ва ходе посещения Грузии в начале ноября наряду с руководством Грузии и главой ГПЦ также встретился с бывшим премьер-министром Бидзиной Иванишвили.
«Мы должны оценить сообразительность президента нашей дружественной страны, но лично я сомневаюсь, что в результате этих встреч он обнадежившийся и успокоившийся вернулся, мол там (в Грузии) центры власти так консолидированы и гармоничны друг с другом, что нашему стратегическому партнерству ничего не угрожает. Аналогично многим нашим иностранным партнерам, он также наверно охваченный чувством неясности попрощался с Тбилиси», — заявил Хаиндрава.
«Только, давайте, не будем все сваливать на оставленную прежними властями действительно никчемную Конституцию», — продолжил он, — «Страной управляет коалиция, которая, в свою очередь, управляется точно так же, как и сама управляет страной – формально, у коалиции есть лидер (премьер-министр Ираклий Гарибашвили), плюс неформальный лидер (бывший премьер Иванишвили); есть Политический совет; еще есть какие-то структуры, но кем и на каком основании принимаются решения, нигде не расписано; не было расписано и не расписано сегодня, и как видно, так и останется. И как также видно, с таким неопределенным положением войдет коалиция и наша партия в избирательный режим».
«В избирательный режим мы входим в таких условиях, когда определенная часть неопределенной коалиции сочувствует не Тамаре Хидашели, а Ирме Инашвили», — завил Хаиндрава.
Он имел в виду промежуточные парламентские выборы 31 октября в Сагареджойском округе, где представленный правящей коалицией кандидат Тамара Хидашели одержала победу с небольшим преимуществом над лидером Альянса патриотов Ирмой Инашвили. Перед промежуточными выборами возникли предположения, что якобы Грузинская мечта намеревалась поддержать на выборах Инашвили, чтобы воспользоваться поражением Республиканской партии на этих выборах для ослабления позиций Республиканской партии внутри коалиции. Бидзина Иванилвили категорически опроверг эти предположения и сагареджойских избирателей призвал голосовать за Тамару Хидашели.
Хаиндрава также заявил, что «неопределенность управления передалась» и Республиканской партии, отметил, что процесс принятия решений в партии отстает от развития событий, из-за чего этот процесс становится простой формальностью.
Роль Республиканской партии в правящей коалиции была одним из главных вопросов, который был выдвинут лидерами партии в ходе своего выступления на съезде, которые отметили, что заняв два дополнительных места в правительстве республиканцы взяли на себя больше ответственности. Член Республиканской партии Паата Закареишвили с конца 2012 года является государственным министром по вопросам примирения и гражданского равноправия; Еще два члена партии, Тина Хидашели и Гигла Агулашвили в этом году стали министрами обороны и охраны окружающей среды, соответственно.
Хатуна Самнидзе, которая на съезде Республиканской партии 6 декабря на второй срок была избрана председателем партии, заявила, что хотя и взятие министерских портфелей было риском, но партия готова справиться с этой ответственностью и к тому, чтобы больше республиканцев было бы правительстве.
По ее словам, работа в коалиции означает, что для сохранения консенсуса и единства в коалиции партии часто приходится поддерживать такие решения, которые вызывают разочарование среди сторонников Республиканской партии. Она еще раз повторила призыв Республиканской партии к «большей демократизации» коалиции и процесса принятия решений в ней и говорила о необходимости «коалиционного соглашения» перед парламентскими выборами 2016 года. По ее словам, Республиканская партия остается «надежным партнером» внутри коалиции.
Председатель Парламента Давид Усупашвили, который ранее занимал должность председателя партии, в своем выступлении упомянул также необходимость улучшения культуры коалиционного управления. По его словам, Республиканская партия сравнительно малая партия в коалиции, но ответственность разделяет не менее других членов.
«С этой высокой трибуны хочу заявить, для кого-то возможно и амбициозную фразу – если бы не Республиканская партия, правящая коалиция не состоялась бы», — заявил Усупашвили.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)