Site icon Civil.ge

Помощник Путина обсудил в Сухуми абхазско-турецкие отношения

Помощник президента России Владислав Сурков, который 29 декабря в Сухуми встретился с сепаратистским лидерами Абхазии, заявил, что наряду с другими вопросами он обсуждал отношения сепаратистского региона с Турцией и необходимость координации политики с этой точки зрения.

Абхазское руководство и оппозиционные партии осудили произошедший в ноябре факт, когда Турция сбила российский штурмовик вблизи турецко-сирийской границы. Абхазские обозреватели опасались, что российско-турецкая напряженность могла бы вызвать негативные последствия для Абхазии и ее экономики.

Торговля с Турцией составляет 18-20% внешнеторгового оборота сепаратистского региона; По данным российских и абхазских источников, около 10% абхазского экспорта приходится на Турцию. Сепаратистский регион импортирует из Турции, в основном, строительные материалы, горючее, продовольствие и текстиль; А на экспорт в Турцию вывозит уголь, рыбу и металлолом.

Рыболовецкие суда Турции активно участвуют в ловле рыбы в Черном море вдоль абхазского берега. Однако в средних числах декабря российская государственная компания «Росрыболовство» заявила, что российские рыболовецкие приступят к рыбному промыслу в «водах Абхазии» и они могут заменить турецкие суда на промысле рыбы.

Такая экономическая деятельность нарушает законодательство Грузии, в том числе и закон об оккупированных территориях. Береговая охрана Грузии в 2013 году задержала, как минимум, четыре турецких судна за незаконное проникновение в сепаратистский регион; После этого такие случаи зафиксированы не были.

«Мы затронули вопросы отношений с Турцией», — передает слова Суркова Радио «Эхо Кавказа». Владислав Сурков является помощником президента России Владимира Путина по отношениям Москва с сепаратистскими регионами Грузии.

«Собственно, официальных отношений с Турцией Абхазия не имеет. Турция, как известно, Абхазию не признает, но при этом пытается здесь решать какие-то экономические и некоторые, мне кажется, политические вопросы», — заявил Сурков журналистам в Сухуми.

«И определенные круги в Турции относят Абхазию почему-то к сфере своего возможного влияния», — добавил он.

«Но здесь есть деликатные, очень важные и, можно сказать, вековые отношения с (турецкой) диаспорой, и ни в коем случае нельзя об этом забывать», — заявил он.

«Кроме того, нет никаких целей ухудшить экономическое положение Абхазии из-за неумелых или грубых действий правительства Абхазии или каких-то наших неверно скоординированных действий. Поэтому мы взвесим все аспекты, Россия тоже не огульно вводит какие-то санкции по Турции, а делает это избирательно и не на всех участках», — сказал Сурков.

По его словам, турецкие строительные компании не должны осуществлять инфраструктурные проекты в Абхазии при финансовой помощи со стороны России.

«Я могу сказать, что турецкие подрядчики вряд ли смогут строить здесь (в Абхазии) объекты за российские деньги. Это, наверное, достаточно очевидно», — заявил он.

«Но все остальное – рыбная ловля, некоторый доступ к природным ресурсам и прочее, мы отдельно проработаем. Не будем горячиться, и, наверное, потом правительство Абхазии проинформирует вас о том, как мы в рамках наших союзнических отношений договорились координировать здесь политику», — добавил Сурков.

Абхазский лидер Рауль Хаджимба заявил, что «ничего не испортить» атмосферу взаимоотношений между Абхазией и Россией.

«А Турция и Россия, проблемы, которые складываются на сегодняшний день, – это отношения двух государств. Но и у нас есть соответствующие документы, которые регулируют эти вопросы. Договор (о союзничестве и стратегическом партнерстве), который мы подписали, возлагает и на нас какие-то обязательства», — заявил Хаджимба о договоре 2014 года, который наряду с другими вопросам также предусматривает и осуществление «координированной» внешней политики.

«Наша экономика от этого не пострадает», — добавил он.

Сурков сказал, что кроме увеличения зарплат для служащих государственных структур, а также пенсий, Россия также планирует выделить в 2016 году 4,7 млрд рублей для финансирования «инвестиционной программы».