Site icon Civil.ge

Лавров о Панкисском ущелье и об отношениях с Грузией

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров говорил о процессе нормализации отношений с Грузией, однако также отметил, что террористическая угроза из Панкисского ущелья не исчезла.

«Сейчас, нет, нет да доходят сообщения, что ИГИЛовцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», — заявил Лавров 26 января.

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили в ответ на это обвинение заявил, что «правительство Грузии осуществляет полный контроль» и «никакой террористический риск сегодня из Панкисского ущелья не исходит».

«Оттуда несколько десятков человек ушли и воюют в рядах Исламского государства, но на их возвращение установлен строжайший контроль и тут уже действуют статьи уголовного права», — заявил Квирикашвили журналистам 26 января.

«С этой точки зрения, естественно, у нас будет диалог с помощью тех каналов, которые у нас имеются (в отношениях с Россией) и мы максимально предоставим информацию, чтобы у них была правильная информация о ситуации в этом регионе», — добавил премьер-министр Грузии.

Лавров с этим заявлением выступил на пресс-конференции по итогам 2015 года после того, как корреспондент грузинской телекомпании «Маэстро» задала ему вопрос об отношениях с Тбилиси, в том числе и о возможности упразднении визового режима для граждан грузии, о чем президент России Владимир Путин заявил в декабре. За этим заявлением Путина последовало упрощение правил выдачи российских виз гражданам Грузии.

Визовый режим Россия установила для граждан Грузии в 2001 году.

«Мы делаем все, чтобы облегчить гуманитарные связи», — заявил Лавров, — «Даже когда после разрыва Грузией дипломатических отношений мы были вынуждены отказаться от безвизового режима, ужесточить визовый режим, между прочим, во многом из-за того, что из Панкисского ущелья террористическая угроза не исчезла, кстати сказать, и сейчас, нет, нет да доходят сообщения, что ИГИЛовцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы».

«Но в последнее время мы отразили процесс нормализации наших связей в существенном облегчении визового режима, введением, вернее, облегченного визового режима, когда деловые, рабочие, учебные, гуманитарные визы выдаются вне зависимости от каких-либо обстоятельств, даже вот эти частные визы, по приглашению, не обязательно от родственников, просто ваш знакомый, товарищ может пригласить вас и виза будет выдана», — заявил он в связи с принятым в конце декабря решением.

«Мы готовы пойти в перспективе на безвизовый режим, но немножко странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нас нет дипломатических отношений, который, повторю, разорвали не мы», — заявил он.

Грузия прекратила дипломатические отношения с Россией после августовской войны 2008 года, но после этого, с марта 2012 года Тбилиси ввел безвизовый режим для граждан россии.

Премьер-министр Грузии приветствовал принятое Россией в последнее время «очень позитивное решение об ослаблении виз», но заявил, что это не может послужить причиной восстановления дипломатических отношений.

«Я кстати сказать, открыт к контактам со своим грузинским коллегой. Я уверен, что и другие контакты вполне возможны. Президент (Путин), когда его спросили об этом, отнюдь не исключал такую возможность, если представиться случай», — заявил Лавров. 

«Для восстановления дипломатических отношений существуют важные предпосылки в виде уважения территориальной целостности Грузии и еще более важного – суверенитета, т.е. всех суверенных решений, которые принимают власти Грузии вместе с грузинским народом», — заявил Квирикашвили.

Его представитель по отношениям с Россией Зураб Абашидзе, который с конца 2012 года в формате неформального диалога проводит регулярные встречи с заместителем Лаврова Григорием Карасиным с целью урегулирования вопросов, связанных с торговыми, экономическими, гуманитарными и культурными аспектами двусторонних отношений, заявил, что восстановление дипломатических отношений «не стоит на повестке дня» и «на данном этапе не может быть поставлено никак».

«Пока нарушена территориальная целостность Грузии, восстановление дипломатических отношений невозможно, но если произойдет серьезный прорыв в этом направлении, если мы увидим, что есть существенный прогресс, наверно на каком-то этапе этот вопрос будет поставлена на повестку дня», — заявил Абашидзе 26 января.

Говоря о формате двустороннего диалога, Лавров сказал, что «есть канал, который позволяет обсуждать любые вопросы – это Карасин-Абашидзе, они хорошо друг друга знают, у них установились такие доверительные отношения, которые позволяют, повторяю, затрагивать любые вопросы».

В контексте отношений с Грузией он также упомянул и формат Женевских переговоров, который наряду с темами безопасности также обсуждает и гуманитарные вопросы в отношении конфликтных регионов. Лавров в негативном контексте упомянул резолюцию, которую Грузия ежегодно инициирует в Генеральной Ассамблее ООН в связи с вынужденно перемещенными лицами, которая, по словам Лаврова, мешает решению гуманитарных проблем в формате Женевских дискуссий.

«Помимо Женевских дискуссий есть у нас еще и двусторонние отношения с Грузией. Эти отношения сейчас выходят из глубокой заморозки. Был налажен контакт по линии ведомств, занимающихся всякими фито-санитарными и санитарными вопросами, возобновилась торговля напитками, продовольственными товарами», — заявил он и в этом же контексте упомянул также и проводящиеся Министерством энергетики Грузии переговоры с российской компанией «Газпром».

«Не думаю, что здесь нужно как-то кликушествовать и ожидать срыва этих переговоров», — заявил Лавров, — «По-моему, это прагматичный процесс, отвечающий интересам обеих сторон, да и Армении будет выгодно. Поэтому я здесь оставляю все как бы на усмотрение компаний и соответствующих министерств двух стран, они найдут, я убежден, соответствующую развязку».

Глава правительства Грузии заявил, что с Россией «диалог нужно вести в любом случае» и для этого «у нас есть опредеделенные каналы». «Этот вопрос мы, естественно, обсудим и в ближайшее время будет сделан комментарий», — добавил Квирикашвили.

«Мы за то, чтобы отношения с Грузией были нормальными, добрососедскими. Мы исходим из того, что грузинский народ не должен расплачиваться разрывом связей со своими российскими соседями, связей, в которых и грузины и россияне заинтересованы, и не расплачиваться за преступные ошибки Саакашвили, наверно это несправедливо», — заявил глава МИД России на своей пресс-конференции и добавил, что «после нападения на Южную Осетию, нападения на своих собственных граждан, нападения на российских миротворцев, Саакашвили был побежден Российской Федерацией». По его словам, после войны «у нас не было другого выхода, другого варианта, как признать их независимость, чтобы обеспечить их безопасность и само выживание югоосетинского и абхазского народов».