Парламент Грузии 19 февраля 77 голосами против 5 в первом слушании принял законодательные изменения, связанные с судами, которые наряду с другими вопросами также предусматривают и распределение дел среди судей в электронном порядке.
Пакет поправок, который был подготовлен при авторстве Министерства юстиции и его сессионное обсуждение началось спустя примерно восемь месяцев после его инициирования, также предусматривает установление критериев подбора судей, увеличение количества судей в Верховном суде, выборность председателей общих судов. Однако в процессе обсуждения этот пакет претерпел определённые изменения по сравнению с первоначально представленной версией.
В случае утверждения изменений, дела среди судей будут распределяться автоматически в электронном порядке, по принципу случайного распределения. Но законопроект, при временных затруднениях в работе электронной системы также предусматривают и возможность распределения дел председателем суда по очереди поступления дел и в алфавитном порядке судей.
Заместитель министра юстиции Александр Барамидзе в ходе обсуждения поправок 17 февраля заявил, что правила автоматического распределения дел доведут до минимума ту практику, когда нашумевшие дела попадали в руки желательных судей.
Согласно изменениям, все судьи будут назначаться на должности только в конкурсном порядке, в том числе и выпускники Школы юстиции, правила внеконкурсного назначения которых допускает сегодня законодательство в исключительном порядке.
Высший совет юстиции при подборе судей будет опираться на двух основных критериях – добросовестности и компетентности, которые, в свою очередь, согласно законопроекту, охватывают такие субкритерии, как личностная и профессиональная репутация и поведение, независимость, беспристрастность, знание норм права, навыки обоснования и другие профессиональные качества. Профессиональную репутацию и деятельность кандидата на должность судьи заранее изучит соответствующая структурная единица Совета юстиции и только после этого будет назначено собеседование с ним, в рамках которого соответствие кандидата с критериями будет оцениваться по системе баллов, как об этом заявил заместитель министра юстиции.
В то же время, если Высший совет юстиции откажет кандидату в назначении на должность судьи, это решение может быть обжаловано в Квалификационной палате Верховного суда – такой механизм не предусмотрен в действующем законодательстве и к его введению также призывал и президент Маргвелашвили.
До назначения на бессрочный срок, судьи назначаются на должность с трехлетним испытательным сроком, во время чего мониторингом их работы занимается Высший совет юстиции. Но трехлетний пробационный срок не будет распространяться в отношении тех судей, которые уже прослужили на должности судьи 10 лет и в результате конкурса они прямо будут назначены на должность на бессрочный срок – допущение такого исключения, к чему также призывали и депутаты Грузинской мечты во время обсуждения законопроекта, является своеобразным компромиссом в отношении корпуса судей, и соответствующие положения, по заявлению Барамидзе, будут отражены в законопроекте ко второму слушанию.
В ходе обсуждения председатель Юридического комитета Парламента Вахтанг Хмаладзе призвал к введению такого механизма, который предусматривал бы оценку прошлой судейской деятельности судей перед их назначением на бессрочный срок.
Поправки также предусматривают выборность председателей общих судов – в настоящее время на эти должности судьи назначаются Высшим советом юстиции. В первоначальном варианте законопроекта, если председателей апелляционного и городского судов выбирали сами судьи соответствующего суда, в процессе обсуждения Барамидзе согласился на принятие предложения депутата Грузинской мечты Гедевана Попхадзе, согласно которому, судьи выберут трех кандидатов, одного из которых Высший совет юстиции назначит на должность председателя Соответствующего суда.
В ходе парламентских обсуждений инициатор также согласился на принятие предложения депутата Грузинской мечты Гии Вольского, согласно которому, должности заместителей председателя суда останутся в силе, упразднение которых было предусмотрено в первоначальном варианте законопроекта.
Согласно законопроекту, также меняется и кворум, установленный для избрания членов Высшего совета юстиции, которые не являются судьями – членов совета Парламент будет выбирать сразу 76 голосами после входа поправок в силу, вместо 2/3 голосов членов совета. В настоящее время четырех из пяти членов Высшего совета юстиции, которые не являются судьями, модно избрать 76 голосами, а еще один член обязательно должен избираться 2/3 голосов для обеспечения участия парламентской оппозиции в процессе. Несмотря на проведенные неоднократно конкурсы, ни один из кандидатов не смог получить поддержку 2/3 депутатов, из-за чего с лета 2013 года в Высшем совете юстиции, в котором должно быть 15 членов, одно место по сей день остается вакантным.
Еще одним новшеством является определение количества судей Верховного суда, как минимум, 16 членами, вместо предложенных изначально 28 членов, что было бы удвоенным количеством по сравнению с существующим сегодня количеством. По действующим правилам, количество судей определяет не закон, а Пленум Верховного суда.
Перед голосованием Александр Барамидзе согласился с принятием предложения депутата Грузинской мечты Гедевана Попхадзе о том, что минимальное количество членов Верховного суда закон должен определить 16 членами и в случае необходимости, решение об увеличении этого количества должен принимать Пленум Верховного суда.
В качестве одной из причин увеличения количества членов Верховного суда в ходе обсуждения 17 февраля Барамидзе назвал то, что пакет поправок расширяет ареал касационных жалоб и в том числе, допустимыми будут считаться такие иски, которые противоречат прецедентам Страсбургского суда по правам человека.
Оппозиционное Национальное движение подвергло критике увеличение количества судей в Верховном суде, как очередной шаг в сторону усиления бюрократии, а также то положение, которое принижает роль оппозиции в процессе избрания членов Высшего совета юстиции, не являющихся судьями.
Депутат Национального движения Михаил Мачавариани заявил, что разговоры властей о «третьей волне» судебной реформы являются «абсурдом», так как, «никто не верит» в эту реформу на фоне того, когда сегодня те «позорные судьи», которые в течение многих лет «принимали спорные решения», уже доказали свое «повиновение» и стали «лицом этой власти».
«Реформа осуществляется с учетом той реальности, которая есть у нас», — заявил депутат Грузинской мечты Гедеван Попхадзе, «Суд, как институция, не нужен Грузинской мечте в своем подчинении. Нам суд нужен для того, чтобы он исполнял правосудие».
Вахтанг Хмаладзе, республиканский депутат от коалиции Грузинская мечта, заявил, что представленный законодательный пакет «сыграет важную роль в усовершенствовании системы правосудия».
В то же время, 19 февраля Парламент за два месяца до истечения 10-летнего срока полномочий прекратил полномочия секретарю Высшего совета юстиции Левану Мурусидзе, так как этот судья, рассматривавший в свое время дело Гиргвлиани, был назначен судьей Апелляционного суда в декабре. Высший совет юстиции подвергся широкой общественной критике в связи с этим спорным решением, и, в целом, из-за тех правил, на основании которых происходит назначение и освобождение с должности судей. Общественные организации неоднократно призывали Совет юстиции к приостановлению текущего процесса укомплектования судейского корпуса, однако совет не приостановил этот процесс, заявив, что из-за большого количества дел, а также в связи с задействованием новых правил допроса свидетелей с 20 февраля, вакансии нужно было заполнить безотлагательно.