Спустя почти двухнедельной забастовки шахтеров в Ткибули (Западная Грузия) появились признаки возможного компромисса, но пока соглашение еще не достигнуто, так как разногласия по главной причине забастовки – увеличения зарплат рабочих – все еще сохраняются между участниками забастовки и компанией «Сакнахшири».
Индустриальная группа Грузии, которая управляет двумя шахтами в Ткибули посредством своей дочерней компании «Сакнахшири», первоначально категорически отказывалась от обсуждения вопроса об увеличении зарплат по причине снижения спроса на уголь и низкие цены на рынке. Но за последние несколько дней, особенно, после того, как группа забастовщиков на короткое время заняла здание компании «Сакнахшири», компания идет на частичные уступки.
Шахтеры начали забастовку в средних числах февраля и потребовали увеличения зарплат на 40% и улучшения условий работы.
Когда забастовщикам 25 февраля сказали, что Индустриальная группа предлагает им «оптимизацию» системы зарплат в течение двух месяцев, что не подразумевает увеличения зарплат для всех рабочих автоматически, десятки митингующих, в том числе, активисты молодежных левацких групп, которые прибыли в Ткибули для выражения солидарности забастовщикам, вторглись в здание «Сакнахшири». Митингующие покинули здание после того, как на место пришла полиция. Правоохранители не стали никого задерживать.
На второй день продолжились переговоры и компания предложила около 1100 шахтерам увеличить зарплаты на 5% в течение двух месяцев. Но забастовщики не приняли этого предложения.
Один из рабочих, зарплата которого составляет 600 лари (около 245 долларов США) в месяц, заявил, что увеличение на 5% это «насмешка». С его мнением согласны многие другие забастовщики.
Но часть митингующих выразила готовность к компромиссу. Некоторые из них заявили, что компания должна согласиться на увеличение зарплаты, минимум, на 20%, вместо первоначально затребованного 40%-го увеличения, чтобы убедить их вернуться на свои рабочие места.
27 февраля финансовый директор Индустриальной группы Грузии заявил, что компания готова в течение одного месяца обеспечить увеличение зарплаты на 5%, вместо первоначально заявленных 2 месяцев. Позже в тот же день компания выразила готовность увеличить зарплат за еще более короткий срок.
27 февраля заместитель министра труда, здравоохранения и социальной защиты Заза Сопромадзе прибыль в Ткибули для содействия переговорам между забастовщиками и руководством компании.
В субботу вечером он заявил телекомпании «Имеди», что хотя соглашение еще не достигнуто, но диалог был довольно «конструктивным» и компания готова с 1 марта увеличить зарплаты на 5%.
Он также заявил, что по предложению компании, увеличение зарплат не коснется менеджмента «Сакнахшири» среднего и высокого звена, что сделает возможным увеличить зарплаты шахтеров более чем на 5%.
По его словам, участвующие в забастовке шахтеры должны сделать встречный шаг.
В опубликованном 27 письменном заявлении Комитет забастовки заявил, что предложение компании об увеличении зарплаты на 5% после прекращения забастовки неприемлемо, так как «оно даже близки стоит с требованием рабочих об увеличении зарплат на 40%».
«Тем более, в соответствии с соглашением, которое было оформлено после забастовки в 2011 году, предприятие взяло обязательство о ежегодном индексировании зарплат и улучшении условий труда, что не выполнено до сих пор», — говорится в заявлении, которое было опубликовано Центром обучения прав человека и мониторинга.
В начале 2011 года, когда шахтеры устроили забастовку с аналогичным требованием, эта акция завершилась спустя несколько дней соглашением между менеджментом и профсоюзами, которые представляли интересы шахтеров.
Однако когда советник президента Грузии по правам человека Каха Кожоридзе 26 февраля прибыл в Ткибули, руководство компании заявило ему, что меморандум 2011 года, который наряду с другими вопросами также предусматривал и увеличение зарплат в соовтетствии с инфляцией, не рассматривают в качестве юридически обязательного документа.
Руководитель Объединения профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили заявил, что возникший кризис можно было предотвратить, если руководство компании соблюдало бы условия соглашения от 2011 года. Он подверг критике и власти Грузии, так как, по его словам, власти не смогли использовать все законодательные механизмы для содействия социальному диалогу, в том числе, не были использованы ни трехсторонняя комиссия и ни Инспекция труда, которые, по его словам, остаются только на «бумаге».
По заявлению Петриашвили, в январе 2016 года Объединение профсоюзов Грузии направило письмо Индустриальной группе Грузии, которое содержало инициативу о проведении диалога с целью урегулирования проблем шахтеров, но компания проигнорировала эту просьбу.
По словам Петриашвили, наиболее реальным путем выхода из возникшей ситуации является восстановление соглашения от 2011 года, которое, в случае реализации, обеспечит увеличение зарплат рабочих примерно на 14,2%.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)