Новое соглашение, которое позволит Грузии получать из Азербайджана 500 млн кубических метров газа дополнительно, снимает потребность того, чтобы страна на данном этапе закупала дополнительный газ от российской государственной компании газпром, — заявил министр энергетики Грузии Каха Каладзе.
Каладзе и президент азербайджанской государственной компании СОКАР Ровнаг Абдуллаев 4 марта в Тбилиси подписали исправленный вариант соглашения от 2011 года. В тот же день представители Корпорации нефти и газа Грузии и компании SOCAR Gas Import-Export- подписали также исправленный вариант соглашения от 2012 года.
«Мы подписали соглашение, котоое обеспечит стабильную поставку газа в Грузию», — заявил президент СОКАР Ровнаг Абдуллаев на совместной пресс-конференции с Кахой Каладзе.
Министр энергетики Грузии заявил, что из-за увеличения потребления в Грузии за последние годы страна искала пути поставок дополнительного топлива.
С 2010 года ежегодное потребление газа в Грузии увеличилось вдвое и в 2015 году составило 2,47 млрд кубических метров, что на 13,8% больше по сравнению с 2014 г.
«В результате нескольких встреч и продуктивной работы, наш партнер – правительство Азербайджана и руководство компании СОКАР приняли решение о поставках дополнительных объемов газа в Грузию по трубопроводу Шах-Дениз», — заявил Каладзе, который имел в виду тот трубопровод, которым газ поставляется из Шах-Денизского месторождения в Турцию через территорию Грузии.
«У нашей страны будет возможность в течение следующих лет получать дополнительно 500 млн кубических метров газа из Азербайджана», — добавил он.
Грузия получает газ из двух источников из Азербайджана. В 2015 году 712 млн кубических метров азербайджанского газа поступили в Грузию в рамках того соглашения, которое действует в связи с Южнокавказским трубопроводом; По этому трубопроводу Шах-Денизский газ поставляется в Турцию через Грузию. В 2015 году 1,48 млрд кубических метров газа также были импортированы в рамках отдельного договора с компанией СОКАР.
Каладзе заявил, что в связи с поставками дополнительного газа у Азербайджана были "технические проблемы", но в результате усилий компании СОКАР, эти проблемы были урегулированы и Грузия будет получать дополнительный газ по Шах-Денизскому трубопроводу.
Снабжение Грузии газом по годам и источникам в 2003-2015 гг. Данные за 2015 г. Являются предварительными. Источник: Министерство энергетики Грузии
Прошлой осенью Министерство энергетики Грузии заявило, что проводило переговоры с российской компанией газпром о поставках дополнительного газа в Грузию, вверх тех объемов, которые страна уже получат от российской компании. Позже министерство заявило, что переговоры с Газпромом также касались условий транзита российского газа в Армению и возможного приобретения дополнительного российского газа.
В настоящее время Грузия получает в виде платы за транзит газа в Армению 10% поставляемого в эту соседнюю страну топлива. Газпром желает выплачивать плату за транзит в финансовой форме.
В случае монетизации грузия, предположительно, не сможет получить достаточно суммы для того, чтобы приобрести такой же объем газа, который она получает в настоящее время в виде платы за транзит. В этом случае стране пришлось бы покупать больше газа у Газпрома и в ходе переговоров обсуждалась также и цена на газ.
Но после того, как было озвучено заявление о поставках дополнительного газа из Азербайджана, Министерство энергетики Грузии заявило 4 марта: «Дополнительные объемы на данном этапе уже не являются необходимостью — в течение следующих лет Грузия будет обеспечена природным газом».
В конце прошлого месяца заместитель министра энергетики Мариам Валишвили, ссылаясь на международную практику, заявляла, что Грузия, «в принципе», не была против монетизации, но это зависело от размера оплаты, что и обсуждали на переговорах с Газпромом.
После обещания о поставках дополнительного газа из Азербайджан, Тбилиси теперь уже может настаивать на переговорах с Газпромом о сохранении условий транзита, что подразумевает получение 10% поставляемого в Армению газа.
«Некоторое время назад мы направили наше последнее предложение и это заключается в том, чтобы сохранить прежние условия, то есть, вновь получать 10% в виде сырья», — заявил Каладзе 4 марта.
На вопрос, не стало ли возможной достижение договоренности с СОКАР по той причине, что Газпром предложила Грузии более низкую цену, Каладзе ответил: «Может и так – конкуренция всегда важна во всех сферах и думаю, действительно можно приветствовать тот результат, который был достигнут».
О возможных поставках газа из Ирана Каладзе заявил, что это было одним из вариантов тогда, когда Грузия искала другие источники поставок.
«Теоретически, возможность этого (получения иранского газа) существует, но сегодня нет в этом необходимости. У нас есть определенный договор с нашим стратегическим партером, Азербайджаном, который обеспечит поставку дополнительного газа в Грузию», — заявил Каладзе.
Он также заявил, что в 2018-2019 гг., когда завершится вторая фаза Шах-Денизского проекта, Грузия сможет получать еще дополнительный объем газа. По словам Каладзе, важен и тот факт, что в этом году планируется начало строительства газового хранилища.
На прошлой неделе оппозиционное Национальное движение заявило, что 6 марта планирует провести акцию протеста в Тбилиси против тех, как заявляет партия, сомнительных целей, которые намечены у власти Грузии на переговорах с компанией Газпром.
Министр энергетики отверг критику со стороны Национального движения и назвал ее «нездоровой» и «демагогической».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)