Правящая коалиция Грузинская мечта планирует инициировать конституционную поправку, которая определит брак, как союз между женщиной и мужчиной, — заявил премьер-министр, лидер коалиции Георгий Квирикашвили 7 марта.
Некоторые правозащитные организации заявляют, что эта инициатива является «популистским» шагом перед парламентскими выборами, который ставит своей целью получение поддержки со стороны консервативного общества и Грузинской Православной Церкви; Защитники прав ЛГБТ опасаются, что эти действия повлекут еще большую маргинализацию ЛГБТ лиц и будут содействовать дальнейшему углублению гомофобных настроений в стране.
Входящая в правящую коалицию Республиканская партия отмежевалась от процесса инициирования конституционной поправки. Председатель Парламента Давид Усупашвили, который в то же время является одним из лидеров Республиканской партии, указал 7 марта, что расхождения по данному вопросу не повлекут раскола в коалиции; Он уточнил, что республиканцы согласны с сутью этой инициативы, но выступают против инициирования вопроса по той причине, что проект не сможет получить поддержки 113 депутатов в Парламенте, голоса которых необходимы для принятия конституционной поправки.
В соответствии с действующей редакцией статьи 36 Конституции Грузии, «брак основывается на равенстве и доброй воле супругов». По инициативе Грузинской мечты, слово «супруги» будет заменено терминами «женщина и мужчина».
В Гражданском кодексе Грузии уже уточнено, что брак является «добровольным союзом женщины и мужчины», что уже запрещает заключение брака между лицами одного пола.
Власти Грузинской мечты впервые идею инициативы конституционной поправки озвучили в марте 2014 года вместе с антидискриминационным законопроектом; Против принятия последнего выступала ГПЦ, которая тщетно пыталась, чтобы из антидискриминационного законопроекта изъяли термины «сексуальная ориентация» и «гендерное равноправие», который был принят Парламентом в мае 2014 года.
После заседания Политсовета правящей коалиции Грузинская мечта премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил: «среди обсуждаемых вопросов одним из главнейших является инициирование конституционной поправки, которая подразумевает упрочнение на конституционном уровне разъяснения брака, как союза между женщиной и мужчиной, содержащегося в Гражданском кодексе… Мы еще раз подтверждаем верность коалиции принципу, который подразумевает неприемлемость и предотвращение любой формы дискриминации и, в то же время, выступаем с инициативой, чтобы защита такой важной ценности, как брак, была бы гарантированы на уровне главного закона страны, Конституции».
Идея запрета брака между лицами одного пола вновь была выдвинута на повестку в прошлом месяце, когда депутат Грузинской мечты Гия Вольский заявил, что Грузинская мечта рассматривает вопрос инициирования проекта конституционной поправки.
Этому заявлению предшествовало внесение иска в Конституционный суд в конце января, в котором истец Георгий Татишвили просит легализации брака между лицами одного пола, заявляя, что та статья Гражданского кодекса, которая определяет брак, как союз между женщиной и мужчиной, является неконституционной.
Организации, защищающие права ЛГБТ лиц, отмежевались от этого иска и заявили, что это контрпродуктивный и неприоритетный вопрос в стране, где ЛГБТ лица «часто становятся жертвами избиения, угроз, словесного оскорбления, насмешек и маргинализации».
«Именно с учетом вышеупомянутой насильственной среды, ЛГБТ лицам часто приходится скрывать собственную сексуальную ориентацию или/и гендерную идентичность… Исходя из того, что ЛГБТ лицам приходится скрывать свою идентичность и отношения, чтобы избежать возможного насилия, преследования и притенения, право на брак, даже в случае его узаконения, для многих стало бы возможностью, которой не смогли бы воспользоваться», — заявили организации Идентоба, «ЛГБТ Грузия», Группа поддержки женских инициатив и Фемида в опубликованном 8 февраля заявлении.
Активисты подозревают, что за этим «провокационным» конституционным иском могут стоять отдельные политические силы, которые желают использовать вопросы, связанные с ЛГБТ лицами, для своих политических целей, а также Грузинская Православная Церковь; По их предположению, некоторые политики могут воспользоваться этим иском для оправдания запрета на конституционном уровне брака между лицами одного пола.
В опубликованном 17 февраля отдельном заявлении те же организации, а также Центр по обучению и мониторингу прав человека осудили планы Грузинской мечты в связи с конституционной поправкой и призвали власти, «деполитизировать ЛГБТ тематику и не использовать данные вопросы для политических спекуляций».
Внесение поправок в Конституцию является длительным и сложным процессом.
Инициировать конституционный законопроект могут, как минимум, 76 депутатов или 200 000 избирателей, вслед за чем последует процедура общенародного обсуждения в течение месяца.
Для принятия любой конституционной поправки в законодательном органе, состоящем из 150 депутатов, требуется поддержка, как минимум, 113 депутатов; Парламентское большинство Грузинской мечты укомплектовано 87 депутатами.
В то же время, конституционные поправки принимаются в трех слушаниях с условием, что в первом и втором слушании законопроект обсуждается и принимается в рамках одной сессии, а обсуждение и принятие в третьем слушании должно пройти на следующей сессии Парламента, спустя не менее трех месяцев после принятия во втором слушании.
В опубликованном 7 марта письменном заявлении, в котором Республиканская партия разъясняет причины дистанцирования от этой инициативы других членов коалиции, партия заявляет, что «уточнять нечего», так как «по Конституции и законодательству Грузии брак это союз только и только между женщиной и мужчиной, и внесение изменений в этот вопрос, ни с правовой точки зрения и ни с политической, никто и ничего нас не обязывает». Республиканская партия также подчёркивает, что принять поправки в действующем парламенте «физически невозможно», так как инициатива не сможет набрать 113 голосов.
«Республиканская партия считает, что инициирование вопроса ставит угрозы перед обществом и партия не собирается так безрассудно вступать политическую мышеловку, установленную с далеко идущими целями. Чему служит выдвижение этого вопроса, кто встает с искренними целями на неправильный путь и кто пытается получить дивиденты в результате спекуляции на эту чрезмерно чувствительную тему, выяснение этого вопроса доверяем гражданам Грузии», — заявляет Республиканская партия.
Председатель Парламента Давид Усупашвили заявил, что такие конституционные поправки должны быть инициированы только в ом случае, если «мы уверены, что процесс дойдет до конца», что в этом Парламенте маловероятно.
«Данная тщетная попытка будет контрпродуктивной. Потому, что если происходит инициирование вопроса и говорим, что к Конституции что-то нужно добавить для упрочнения того, или для того, чтобы сказать однозначно, что брак это союз между женщиной и мужчиной, и если мы делаем это, но не сможем сделать… делаем инициирование, но не принимаем, тогда вопрос оставляем в более обострённом состоянии – выходит, что Конституции чего-то не достает и мы не можем изменить ее. Исходя из этих вот простых соображений, мы остаемся на той позиции, что инициирование вопроса является неправильным и контрпродуктивным», — заявил Усупашвили 7 марта на встрече с представителями СМИ.
Объявляя решение Грузинской мечты, премьер-министр Квирикашвили отметил, что Республиканская партия зафиксировала отличающуюся позицию, которая «касается не сути вопроса, а путей и средств его осуществления».