Республиканская партия, которая формально остается членом парламентского большинства правящей коалиции, но на парламентских выболрах в октябре этого года планирует баллотироваться самостоятельно, 16 мая представила законодательную инициативу, которая предусматривает распределение парламентских мандатов в соответствии с полученными голосами по пропорциональным правилам.
Парламентское большинство Грузинской мечты не поддерживает предложенные изменения, но шансы принятия этих поправок все же существуют в том случае, если эти поправки наряду с республиканцами поддержат все депутаты, не входящие в парламентское большинство. А таких всего 80 депутатов. Для принятия изменений требуется поддержка, как минимум, 76 депутатов.
Предложенную республиканцами т.н. немецкую модель активно лоббируют оппозиционные партии и в пользу этой модели склоняется и Администрация президента.
Согласно инициированным поправкам, автором которых является председатель Юридического комитета Парламента, республиканец Вахтанг Хмаладзе, в условиях действующей смешанной избирательной системы, партия, которая преодолеет 5%-ый барьер, как по мажоритарным, так и по пропорциональным правилам, в сумме получит столько парламентских мандатов, сколько процентов получил партийный список.
Эта модель была представлена на том фоне, когда в Парламенте голосования ожидают два проекта конституционных поправок, которые Парламент уже обсудил в первом слушании, но вероятность их принятия не так высока, так как правящая партия не поддерживает предложение оппозиции об упразднения мажоритарной системы к парламентским выборам 2016 года, а инициатива правящей коалиции о задействовании этой реформы, т.е. полного перехода на пропорциональную систему не имеет достаточной поддержки. Для принятия конституционных поправок требуется поддержка 113 депутатов.
Согласно действующей Конституции, в Грузии действует смешанная избирательная система, в рамках которой 77 из 150 депутатов избираются по пропорциональным правилам, а остальные 73 мажоритарных депутата избираются в одномандатных избирательных округах.
Инициированные республиканцами изменения предусматривают новые правила распределения мандатов в обход принятия конституционных поправок и в условиях существующей смешанной системы.
По действующим сегодня правилам, количество полученных партией мандатов равно количеству мест, полученных по партийному списку вместе с выигранными мажоритарными мандатами, и это в итоге может отличаться от результатов, полученных на пропорциональных выборах.
В предыдущем Парламенте разница между распределением мест и полученными по пропорциональной системе голосами было таким очевидным, что в то время, когда Национальное движение занимало более 79% мандатов в Парламенте, на парламентских выборах 2008 года оно получило лишь немногим больше 59% голосов по пропорциональным правилам. Это произошло по той причине, что тогда Национальное движение победило во всех мажоритарных округах, за исключением четырех округов.
Но такого не происходило на выборах 2012 года, когда полученные Грузинской мечтой и Национальным движением места, как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе, в основном, соответствовали тем голосам, которые они получили по партийным спискам.
Несоответствие вновь проявилось четко в ходе выборов Сакребуло Тбилиси в 2014 году, где также действует смешанная система – Грузинская мечта получила 46% голосов, но в Сакребуло Тбилиси ей досталось 74% мест, так как она победила почти во всех мажоритарных округах Тбилиси, за исключением одного округа. в такой данности, в условиях т.н. немецкой модели, Грузинская мечта не смогла бы набрать достаточного количества депутатов в Сакребуло для создания большинства.
Предложенный законопроект практически исключает такую диспропорцию, так как партия получит столько мандатов в Парламенте, какую поддержку в процентах получит от избирателя по пропорциональным правилам. Но при распределении мандатов преимущество будет отдано мажоритариям и остальные места будут заполняться из партийного списка. Например, если партии всего достанутся 20 мандатов и она победит в пяти мажоритарных округах, депутатами вместе с этими пятью мажоритариями станут и первые 15 кандидатов из партийного списка. В том случае, если партия по мажоритарным правилам получит больше мандатов, чем ей положено в соответствии с пропорцией полученных голосов, ее партийному списку мандаты уже не достанутся.
«В таком случае этот излишек мандатов будет списан с общего количества мандатов (150) и остальные мандаты будут распределены по пропорциональным правилам между остальными субъектами, преодолевшими предел», — говорится в разъяснительной записке к законопроекту, которая разъясняет не простые формулы распределения мандатов по предложенным изменениям к Избирательному кодексу.
В то же время, согласно законопроекту, партии, которые не смогут преодолеть 5%-ый избирательный барьер, представительство в Парламенте будет в том случае, если их кандидаты смогут победить в мажоритарных округах. В таком случае, количество полученных этими партиями мандатов будет отнято от 150, т.е. полного количества мандатов и остальные места будут распределены пропорционально между субъектами, преодолевшими барьер.
В то же время, по представленному проекту, независимые кандидаты, которым действующее законодательство позволяет участвовать в мажоритарных выборах, уже не смогут участвовать в выборах, чтобы «не нарушить главный принцип представленной избирательной системы – количество полученных мандатов пропорционально полученным голосам».
Согласно разъяснительной записке к законопроекту, целью этих изменений является проведение выборов 2016 года по предложенной системе, чтобы в будущем Парламенте было бы обеспечено «справедливое представительство партий» в результате «адекватного отражения воли избирателей на выборах».
К этому времени правящая коалиция уже приняла поправки к Избирательному кодексу, которые предусматривают введение 50%-го барьера для избрания мажоритарного депутата и формирование одномандатных округов в новых границах.