Конституционный суд Грузии заявил 20 июля, что на основании анализа границ избирательных округов не вырисовывается факт злонамеренного использования избирательной географии.
Депутаты оппозиционного Национального движения внесли иск в Конституционный суд Грузии в связи с формированием избирательных округов заново, и завяли, что границы избирательных округов, определенные в Избирательном кодексе, являются случаем злонамеренного использования избирательной географии, т.н. «джеримандеринга», так как границы были изменены в ущерб оппозиционных партий.
Конституционный суд установил, что «на основании анализа аргументации стороны истца, границы избирательных округов не вырисовывается факт злонамеренного использования избирательной географии. Соответственно, в этой части требования конституционный иск не удовлетворен».
В другой части того же иска истцы заявляли, что присвоение ЦИК полномочий на определение границ в 30 из 73 одномандатных округах содержало угрозу злонамеренного использования избирательной географии, «так как закон не определяет для ЦИК достаточных критериев к руководству в связи с осуществлением этого полномочия».
После внесения изменений в закон, Избирательный кодекс определил границы 43 одномандатных округов, а границы остальных 30 округов, в том числе, 22 округов в Тбилиси, а также 3 округов в Кутаиси, 3 округов в Батуми и 2 округов в Рустави определила Центральная избирательная комиссия.
Мнения участвовавших в обсуждении дела восьми судей по этой части иска разделились.
Председатель Конституционного суда Георгий Папуашвили, заместитель председателя КСН Константин Вардзелашвили, а также судьи Кетеван Еремадзе и Майя Копалешвили поддержали эту часть иска.
Но четверо судей – Заза Тавадзе, Лали Папиашвили, Тамаз Цабуташвили и Отар Сичинава проголосовали против; В результате эта часть иска также не была удовлетворена.
Девятый член КСГ Мераб Турава в обсуждении дела не участвовал; Однако его голос все равно не был бы решающим, так как для удовлетворения иска требовалось шесть голосов.
Поправки к Избирательному кодексу были приняты Парламентом в декабре 2015 года, согласно которым, мажоритарные округи были сформированы заново с целью обеспечения равенства по количеству избирателей в округах. Неравенство между округами по количеству избирателей существенно сократилось в результате объединения малых округов и разделения крупных округов.
На сегодняшний день границы мажоритарных округов в большинстве случаев уже не совпадают с муниципальными границами.
Количество избирателей в каждом избирательном округе колеблется от 41 598 в самом малом (Тбилисский одномандатный округ, который, в основном, охватывает Вакийский район) до 54 168 в самом крупном (один из двух одномандатных округов г. Рустави). До формирования округов по новым правилам количество избирателей в округах колебалось от 150 000 до 6 000.
Венецианская комиссия заявила, что внесенные в Избирательный кодекс Грузии поправки о мажоритарных округах являются «существенным шагом вперед» для того, чтобы выборы проводились с уважением принципа равенства, однако комиссия там же подвергла критике законодательство за то, что они не определяют метод разделения округов и то, на каких критериях основывается отклонение от допустимого количества избирателей между округами.
Согласно действующей Конституции, в Грузии функционирует смешанная избирательная система, в рамках которой 77 из 150 депутатов Парламента избираются по пропорциональным правилам, а 73 депутата – в одномандатных мажоритарных округах.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)