Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что он провел беседу с армянским коллегой Овиком Абраамяном о возможности временного открытия альтернативной дороги через сепаратистский регион Грузии Южной Осетии в Россию для пропуска тех грузов, перевозка которых была прекращена неделю назад из-за повреждения автомобильной дороги через пограничный КПП Казбеги – Верхний Ларс в результате схода селя.
Об этих переговорах стало известно из армянских СМИ, по информации которых, министр транспорта и коммуникации Армении Гагик Бегларян 30 июня заявил на заседании правительства, что после повреждения основной автомобильной дороги, связывающей с Россией, Армения начала переговоры с Россией и Грузией об открытии дороги через сепаратистскую Южную Осетию.
«Данный вопрос требует серьезного политического решения», — передает армянское информационное агентство «Арка» слова Гагика Бегларяна, — «В данном вопросе от Армении мало что зависит, но мы ведем переговоры с российской и грузинской сторонами, чтобы хотя бы временно, но данной направление было открыто и функционировало».
Премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил журналистам 1 июля, что эти переговоры безрезультатны, так как Тбилиси отказался от условий России и в настоящее время грузы, как из Грузии, так и из Армении направляются в Россию с помощью железнодорожного парома, по морскому пути.
Сухопутная дорога, которая важна и для Армении, была перекрыта властями Грузии 23 июня, еще за день до сходя селя после получения раннего оповещения об ожидаемой стихии. На том же участке автомобильной дороги в 2014 сель сошел дважды.
«Как вам известно, в результате схода селя с ледника Девдорак дорога уничтожена. (На восстановление) потребуется, предположительно, около двух недель. В это время большая проблема возникла, в первую очередь, у грузинских экспортеров с точки зрения вывоза фруктов на российский рынок, и такая же проблема возникает и представителей Армении, бизнесменов», — заявил Квирикашвили и добавил, что позиция правительства Грузии заключается в том, что «для осуществления транзитной функции в полной мере мы должны быть надежным партерном».
«Именно поэтому я провел беседу с премьер-министром Армении и их предложение было таковым, что они сами поговорят с Российской Федерацией для того, чтобы временно, в максимально безболезненном режиме (открыть дорогу), чтобы тут не было никаких соприкосновений со статусом, и вам известно, что закон об оккупированных территориях в форс-мажорных ситуациях предусматривает пропуск грузов с нейтральным статусом по территории Южной Осетии. Поэтому мы хотели в это режиме пропускать эти грузы, чтобы не наносить очень большого ущерба нашим бизнесменам, а также и другим, кто хотел провести грузы по территории Грузии», — заявил он.
«К сожалению, наши армянские коллеги сообщили нам, что со стороны Российской Федерации был немного неадекватный ответ, что уже напрямую было связано со статусом признанной ей территории, поэтому мы отказались от использования этой дороги, так как наше предложение было в том, что этот канал мог быть открыт в форс-мажорной обстановке только и только в рамках нашего существующего законодательства», — заявил глава правительства Грузии журналистам.
Закон Грузии об оккупированных территориях в числе норм, ограничивающих экономическую деятельность, предусматривает также и запрет на международную дорожную транспортную перевозку, но по тому же закону, запрещенная на оккупированных территориях экономическая деятельность осуществляется в особых случаях, по специальному согласию правительства, если это служит государственным интересам Грузии, мирному урегулированию конфликта, де-оккупации, восстановления доверия между пострадавшим от войны населением или гуманитарным целям.
«В связи с тем, что мы не получили механизм пропуска грузов в рамках законодательства Грузии, мы отказались от пропуска этих грузов и на сегодняшний день грузы перевозятся морским путем, с помощью железнодорожного парома, как из Грузии по направлению России, так и из Армении», — отметил премьер-министр.
В своем комментарии он также затронул документы, оформленные в рамках соглашения с Россией по ВТО.
Грузия согласилась на вступление России в ВТО только после того, как Тбилиси и Москва при посредничестве Швейцарии в ноябре 2011 г. подписали соглашение, которое предусматривает формирование современной, комплексной системы наблюдения и аудита перемещения грузов через сепаратистскую Южную Осетию и Абхазию. Для осуществления мониторинга была выбрана компания SGS, но до этого времени соглашение не начало функционировать.
Специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе сообщил заместителю министра иностранных дел России Григорию Карасину на последней встрече в Праге, 27 июня, что грузинская сторона несколько месяцев назад завершила работу над всеми соответствующими документами, которые предусмотрены по соглашению от 2011 года.
«Договор с SGS мы направили российской стороне и пока, к сожалению, оттуда ответа мы не получали», — заявил премьер-министр Квирикашвили.
«Реально, это механизм, который предусматривает пропуск статус нейтральных грузов. К сожалению мы не имеем этого механизма», — добавил он.