Национальное движение готовится к съезду по окончанию выборов на фоне внутреннего противостояния по вопросу об управлении партией, в рамках которого часть членов партии поддерживает избрание нового председателя партии в то время, как их оппоненты за то, чтобы оставить этот пост вакантным.
Дата съезда и его повестка дня, которые обсуждает специально созданная группа, как сообщили Civil.ge в партии 8 октября, пока не определены.
Должность председателя Национального движения является вакантной с декабря 2015 года, так как экс-президент и основатель этой партии Михаил Саакашвили наряду с прекращением ему гражданства Грузии, также утерял право быть председателем партии. После этого партией формально управляет Политический совет из 60 членов под руководством первого номера партийного списка ЕНД Давида Бакрадзе, при активном участии Михаила Саакашвили из Украины.
Противостояние вокруг того, кто должен держать в руках бразды правления партией, вышло за пределы партии после того, как бывший мэр Тбилиси, находящийся в заключении бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава опубликованным из тюрьмы открытым письмом призвал своих однопартийцев избрать нового председателя, так как «партия нуждается в развитии и она не должна стать заложником нашего нахождения в заключении или в изгнании».
В числе тех «недостатков и ошибок», которые, по словам Угулава, были допущены Национальным движением во время предвыборной кампании, было «отсутствие ответа на ключевой вопрос – кто является вашим кандидатов в премьер-министры?», на что партия «растерянно, прямо сказать, бормотала». По оценке Угулава, эта «неопределенность» создала впечатление, что «обществу предлагаем формальное или неформальное правление со стороны Миши Саакашвили» и произошло то, что страна «предпочла неформальное правление Бидзины Иванишвили». По его же словам, в партии возможно лишь человек 20 знали, что Михаил Саакашвили, несмотря «на его возможное желание», не был кандидатом в премьер-министры.
«Необходимо, чтобы партия свободным голосованием, в конкурентной среде избрала нового председателя; Избрала новый Политический совет, чтобы интегрировать в управлении тех новых и успешных людей, которые проявили себя на этих выборах», — заявил Угулава, который сказал, что покидает пост председателя тбилисской организации партии и призвал избрать его преемника перед местными выборами 2017 года.
«Я не знаю, что думает по этому вопросу Миша (Саакашвили), но думаю, что он полностью разделит эту идею», — отметил он в письме, с пафосом которого полностью согласился одна из наиболее влиятельных фигур в партии, избранный депутат Гига Бокерия.
Но будучи еще губернатором Одесской области Украины, Михаил Саакашвили, который ушел в отставку с этой должности 7 ноября и перешел в украинскую оппозицию, частично разделил идею Угулава, когда в опубликованном еще 4 ноября заявлении призвал к созыву «широкого представительного» съезда партии для избрания нового председателя и нового состава Политического совета, однако «из тех людей, которые не были ответственны хотя бы за ошибочные решения последней избирательной кампании».
«Естественно, у меня будут свои соображения в связи с укомплектованием органов управления партии», — заявил Саакашвили и призвал к «перегруппировке» в партии и против «узурпации» Национального движения любой группой.
Некоторые члены Национального движения, в том числе, Нино Каландадзе и Акакий Минашвили, которые, как считается, проводят позиции Саакашвили, пошли еще дальне и заявили, что желают сохранения статус-кво и не поддерживают идею избрания нового председателя.
В числе «ошибочных решений» Саакашвили с большой вероятностью подразумевал принятое большинством голосов на Политсовете 11 октября решение о вхождении в новый Парламент и участии во вторых турах, против чего призывал экс-президент Саакашвили и некоторые его союзники, оказавшиеся в меньшинстве в Политсовете.
По мнению многих сторонников, если бы не фактор Саакашвили, у Национального движения не было бы и тех 27,11%, которые позволили партии войти в Парламент с 27 депутатами, как самое крупное оппозиционное объединение против конституционного большинства Грузинской мечты. Роль Саакашвили также не принижают и те члены группы, которые лоббируют обновление руководства партии.
Тема бойкота Парламента стала тем первым вопросом, который способствовал вынесению на публичное обозрение существующее внутри партии противостояние после поражения на выборах. Особую остроту это противостояние приобрело в социальных сетях, где сторонники михаила Саакашвили остро критиковали тех членов партии, которые отказались от бойкота и обвинили их в сделке с Бидзиной Иванишвили и попытке отстранения Саакашвили от партии.
На заседании Политического совета 4 ноября, на котором Национальное движение приняло решение о создании группы по подготовке к съезду, также было принято заявление, в котором осудили «теории заговора» о сделке с Иванишвили и «грязную кампанию» части активистов против лидеров партии.
«Отстраняемся от всех, кто подключился к кампании дискредитации партии в оскорбительной форме. Распространители таких клеветнических обвинений не смогут быть частью нашей политической организации или аффилированы с партией в каком-нибудь виде», — заявило Национальное движение, пресс-службы которого уточнила для Civil.ge, что это заявление означает, что из партии будут исключены некоторые члены, но с этой точки зрения пока какое-либо решение не принято.
Партия 7 ноября также опубликовала результаты голосования по этому решению. Из присутствовавших на заседании политсовета, состоящего из 60 членов, 41 члена решение поддержали 31 человек, ведущие члены партии; 5 воздержались (Леван Варшаломидзе, Давид Киркитадзе, Хатуна Очиаури, Георгий Патараия, Ираклий Кавтарадзе), а 11 выступили против: Нино Каландадзе, Акакий Минашвили, Нугзар Циклаури, Заза Бибилашвили, Чиора Тактакишвили, Зураб Меликишвили, Георгий Карбелашвили, Вахтанг Лемонджава, Омар Мегрелидзе, Коба Хабази, Мариам Саджаия, — все эти члены остаются за пределами Парламента.