Специальная группа, которая была создана с целью подготовки изменений к законодательным нормам о тайном прослушивании для приведения законодательства в соответствие с решением Конституционного суда, признавшего ряд законодательных изменений неконституционными, выступила с инициативой создания нового агентства при Службе государственной безопасности, которая будет заниматься мониторингом телефонной и интернет-коммуникации, а также осуществлять аудио и видео слежку.
Депутат Эка Беселия, которая возглавляет парламентский Юридический комитет, а также специальную рабочую группу, заявила, что поправки были подготовлены «в результате очень многих, длительных и интенсивных консультаций и работы».
«Модель, которую мы поддерживаем, заключается в новом агентстве в форме ЮЛПП. Агентство будет создано при Службе безопасности, но с гарантиями максимальной независимости. предлагаем новые правила избрания начальника агентства. Будет создана комиссия, которая будет укомплектована при широком представительстве Парламента, народного защитника, правительства и суда. Начальника агентства будет назначать и освобождать с должности премьер-министр», — заявила Эка Беселия.
Она также отметила, что, в соответствии с новой инициативой, вводится контроль нескольких уровней, в частности, парламентский, судебный, инспектора защиты персональных данных, прокуратуры и Службы аудита с бюджетной точки зрения.
«Мы вводим еще один дополнительный «ключ» и он будет у конкретного судьи Верховного суда, который будет осуществлять специальный контроль для контрразведывательной деятельности», — добавила она.
«По этой интересной модели, думаю, мы предложим лучшую модель всем, будет баланс между правами человека и соблюдением права безопасности. Защите этих двух очень ценных прав служит эта новая модель», — отметила Эка Беселия.
Депутат Мамука Мдинарадзе, председатель парламентской фракции Грузинской мечты, заявил, что новая модель является «шагом вперед», исходя из того, что «она отвечает всем трем требованиям, которые стояли на повестке дня. Первое – приведение в соответствие с решением Конституционного суда, второе – гарантии безопасности и третье – это беспрецедентные механизмы страхования прав человека».
Неправительственные организации, которые участвовали в работе парламентской группы и которые в рамках гражданской кампании «Это касается тебя» в течение почти трех лет требуют, чтобы у служб безопасности не было прямого и бесконтрольного доступа на средства тайного прослушивания, в опубликованном 31 января заявлении подвергли критике предложенные Грузинской мечтой изменения.
Согласно их заявлению, предложенная модель «противоречит духу вышеуказанного решения Конституционного суда и создает риски необоснованного вмешательства в права человека». Группа неправительственных организаций призвала Парламент к уважению решения Конституционного суда.
В числе «фундаментальных прав» группа называет независимость и компетенцию агентства и механизм контроля.
В связи с независимостью группа отмечает, что агентство должно быть создано в структуре Службы безопасности. Ранее группа представила собственное законодательное предложение, где наряду с другими вопросами, члены группы настаивали на передаче ключа от Службы госбезопасности независимому агентству.
В связи с компетенциями, группа заявляет, что агентство будет пользоваться «несбалансированной огромной компетенцией», так как оно будет пользоваться несколькими эксклюзивными правами и сохранит право прямого доступа на персональную информацию.
В связи с механизмами контроля группа отмечает, что представленной модели «не достаточно для эффективного надзора за службой с такими огромными полномочиями».
Пресс-спикер президента Георгия Маргвелашвили Эка Мишвеладзе заявила 31 января, что президент «всегда, на всех этапах уделял особое внимание» этой теме».
«По мнению первого лица страны, хотя бы на этот раз мы должны принять исправное законодательство, в котором раз и навсегда будут защищены права человека и интересы государственной безопасности. По мнению президента, крайне важно разработать такую модель, в которой будут обеспечены прочные механизмы контроля», — заявил Мишвеладзе.
Она также добавила, что при создании такой структуры «исходным принципом должна быть подотчетность этого ведомства и эффективный контроль со стороны всех трех ветвей власти».