По заявлению пресс-спикера президента Грузии Эки Мишвеладзе, «за историю независимой Грузии, никогда, ни одно правительство не ставило под сомнение исполнение решений Европейского суда».
«Сегодня, когда мы так близки к Европе, как никогда, любые знаки вопроса в контексте решений ЕСПЧ являются ударом по европейскому будущему Грузии», — заявила Мишвеладзе на пресс-конференции 17 марта.
Данное заявление со стороны Администрации президента прозвучало, предположительно, в ответ на заявления представителей правящей команды от 13 марта, когда они говорили о решении Европейского суда по правам человека относительно дела телекомпании «Рустави-2».
Назначенный недавно на должность вице-премьера министр образования Александр Джеджелава в интервью газете «Квирис палитра», опубликованном 13 марта, заявил, что принятое Верховным судом Грузии 2 марта решение по вопросу телекомпании «Рустави-2», в соответствии с которым все имущество телекомпании должно перейти в собственность бизнесмена Кибара Халваши, «несколько бы оно не было болезненным, войдет в силу», но до окончательного решения ЕСПЧ по данному вопросу «власти не планируют исполнять» решение Верховного суда страны.
ЕСПЧ своим решением от 7 марта «до дальнейших процедур» продлил принятое этим же судом 3 марта решение, которым ЕСПЧ рекомендует властям Грузии «временно приостановить» исполнение решения Верховного суда Грузии по делу «Рустави-2».
Министр образования 17 марта сделал дополнительный комментарий по данному вопросу и заявил, что из интервью газете «Квирис палитра» представителями общества было вынесено неправильное мнение».
Этот вопрос 13 марта также прокомментировала председатель парламентского Юридического комитет Эка Беселия, которая заявила, что «ЕСПЧ не является судом четвертой инстанции… и не меняет решений, принимаемых на национальном уровне»,
Пресс-спикер президента Эка Мишвеладзе на своей пресс-конференции сказала, что в 1999 году Грузия присоединилась к Европейской конвенции прав человека, чем было оглашено, что «мы разделяем и готовы защищать европейские ценности».
По ее словам, президент считает, что Грузия будет выполнять взятые обязательства, не свернет с европейского пути и не откажется от евроинтеграции.
Решение ЕСПЧ по делу «Рустави-2» также прокомментировал министр экономики и устойчивого развития, вице-премьер Георгий Гахария, по словам которого, выдвижение вперед приоритет защиты свободы слова в отношении права на собственность «непонятно и содержит риски».
«Я, как человек, ответственный за рост экономики и быстрое экономическое развитие, говорю, что для нас очень опасно и рискованно такое приостановление инструментов и механизмов исполнения (решения суда), что в будущем может обладать каким-то потенциалом постановки под риск права на собственность», — заявил Георгий гахария 14 марта.
Позже член Высшего совета юстиции Ева Гоциридзе, которая была в числе трех кандидатов, представленных Грузией в ЕСПЧ на вакантную должность судьи, и кандидатуру которой наряду с остальными кандидатурами не поддержал Отборочный комитет судей ПАСЕ, в связи с принятым ЕСПЧ решением по вопросу «Рустави-2» опубликовала пространное письмо в газете «Квирис палитра» 14 марта.
«Решение Страсбургского суда, которое на неопределенное время приостановило исполнение Большой Палаты Верховного суда Грузии по гражданскому спору, связанному с телекомпанией «Рустави-2», является серьезным вызовом для грузинского правосудия и думаю, что не только грузинского правосудия. По моему личному мнению, указанное беспрецедентное решение, которое выходит за укоренившиеся рамки европейского контроля защищенности прав человека, в то же время, нарушает принцип субсидиарности, на который опирается конвенция, Страсбургскому суду придает роль четвертой инстанции суда, и может вызвать множество практических сложностей», — говорится в ее письме.
На это письмо Гоциридзе откликнулись представители политического спектра.
«В том случае, если лишенные всякого смысла мнения превратятся в решения правительства и правительство не подчиниться решению самого авторитетного в Европе суда, Грузия окажется в режиме противостояния со всем цивилизованным миром. Это путь к пропасти и это путь к Российской Федерации», — заявил представитель оппозиционного «Движения за свободу – Европейской грузии» Георгий Канделаки.
«Естественно, страна может проигнорировать решение Страсбургского суда, но так поступает только единственное государство член Совета Европы – это Россия», — заявила представитель также оппозиционного «Национального движения» Саломе Самадашвили.
Депутат Парламента от правящей Грузинской мечты Тамара Чугошвили заявила 15 марта, что решение ЕСПЧ, которое подразумевает механизм приостановления, «до этого не применялся» и «это, естественно, породило определенные вопросы, в том числе и в различных международных ведомствах… Больше я ничего сказать не могу потому, что есть суд, есть суд с очень высокой репутацией, мы в полной мере уважаем европейские структуры и будем поступать соответственно, как надлежит достойному члену».
Краткий комментарий в связи с письмом Гоциридзе сделал и народный защитник Уча Нануашвили, по словам которого, «вызывает радость, что именно госпожа Ева (Гоциридзе), из-за нарушенных процедур и той кампании не смогла попасть и не стала судьей из Грузии».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)