«Давно известные расхождения сторон в оценке политического смысла этого международного договора не должны выставляться теперь в качестве проблемы», — отметил МИД России 1 февраля после того, как Тбилиси заявил, что предыдущие заявления России «однозначно» противоречили Соглашению о мониторинге торговли от 2011 года.
«Надо просто выполнить Соглашение в строгом соответствии с его условиями», — говорится в заявлении, опубликованию которого днем раньше предшествовала встреча Специального представителя премьер-министра по связям с Россией Зураба Абашидзе с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным.
По информации МИД России, Карасин сообщил Абашидзе, что российская сторона заканчивала подготовку к подписанию соглашения с компанией SGS, а также к межправительственному договору со Швейцарией, после чего начнется практическая реализация соглашения 2011 года.
Министерство также затронуло другие темы, которые обсуждались на встреча, и положительно оценило «процесса нормализации двусторонних отношений в 2017 году». Однако Москва вновь выражает обеспокоенность по поводу растущего военного сотрудничества Грузии с США и НАТО, которое охватывает военные учения, поставку вооружений и подготовку военнослужащих.
Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин в интервью агентству «ТАСС» озвучил аналогичные послания и отметил, что в Праге состоялась очень «эмоциональная» дискуссия. «целый ряд публичных заявлений с грузинской и российской сторон по-разному интерпретирует содержание и текст данного документа, поэтому сегодня нам пришлось текстуально пройтись по документу и договориться о том, что, какие бы ни были интерпретации, главное – начать четкое выполнение всех положений, которые предусмотрены этим документом», — заявил он.
Цхинвальское руководство откликнулось на этот вопрос 2 февраля и отметило, что «Республика Южная Осетия» не является стороной двустороннего соглашения, и поэтому на нее не возлагается никаких обязательств, которые обеспечивали бы функционирования на ее территории транзитного коридора между другими странами. По заявлению Цхинвали, «возможность практической реализации положений этого соглашения, затрагивающего интересы Южной Осетии в сфере экономики, безопасности, экологии, напрямую зависит от результатов прямых переговоров заинтересованных в открытии транспортного коридора региональных акторов с официальными властями Республики Южная Осетия».
19 декабря Тбилиси подписал соглашение с расположенной в Женеве компанией SGS о мониторинге перемещения грузов между Россией и Грузией. Москва заявила, что на также намереваются подписать соглашение.
Контракт является частью соглашения, достигнутого между Тбилиси и Москвой 9 ноября 2011 года, которое предусматривает создание комплексной, современной системы наблюдения и аудита перевозки грузов через оккупированную Абхазию и Южную Осетию. Соглашение предусматривает наем «нейтральной частной компании» для контроля за передвижением грузов через три «торговых коридора». Два торговых коридора расположены в оккупированных регионах, а третий – на КПП Казбеги – Верхний Ларс.