Уильям Кортни — бывший посол США в Грузии. В последней статье «Куда идет Грузия», которая была опубликована во время последнего визита премьер-министра Квирикашвили в Вашингтон, Кортни вместе с двумя соавторами Кеннет Яловицем и Даниелем Фридом оценивают достижения страны и стоящие перед ней вызовы. Об этом Уильямом Контни беседовала Анна Каландадзе.
Что, по вашему мнению, могли пообещать грузинской делегации во время визита в Вашингтоне?
На протяжении многих лет для демократического развития Грузии Соединенные Штаты поддерживали и поддерживают ее независимость, суверенитет и территориальную целостность. Администрация Трампа продолжает эту двухпартийную политику.
В последней статье «Where is Georgia Headed» вы отметили, что вступление в НАТО не является близкой перспективой для Грузии. Чего должна ожидать Грузия от Саммита в Брюсселе?
Грузия может участвовать в новых военных учениях НАТО, в том числе, и за пределами Грузии. Теперь, когда США согласились поставить в Грузию высококачественное смертоносное оборонительное оружие, Грузия может попытаться получить согласие и других союзникам по НАТО на продажу ей вооружения, а поскольку приоритетом НАТО является демократическое развитие государств-членов, Грузия должна попытаться сделать больше в этом направлении.
Вы пишете, что Грузия должна сосредоточиться на «практическом сотрудничестве» в отношениях с США. Что означает «практическое сотрудничество» в контексте свободной торговли? Насколько ушли вперед стороны в этом направлении?
Поскольку торговля с Грузией является небольшой частью общего торгового оборота Америки, маловероятно, чтобы США придали большое значение Соглашению о свободной торговле с Грузией. Более того, на данном этапе американцы очень заняты такими вопросами, которые касаются торговли Китая, или Североамериканского соглашения о свободной торговле. Вместо подготовки Соглашение о свободной торговле, Грузия выиграет еще больше, если улучшит инвестиционный климат с помощью разумных шагов в таких сферах, как верховенство закона и свобода СМИ.
Что должна сделать Грузия для получения большей международной поддержки?
Это должно произойти за счет углубления демократии, особенно верховенства закона. Политическая партия будет более устойчивой и получит больше поддержки, если она будет основываться на ценностях, а не на харизматическом лидере, или помощи со стороны богатого донора. Одной из основных задач правительства Грузии должно стать расследование похищения азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы. Сообщения, распространенные в прессе, усилили подозрения, что в похищении участвовали грузинские спецслужбы, что вызывает серьезную озабоченность.
Что вы считаете главным вызовом внутри страны, в Грузии?
С политической точки зрения, я бы повторил то, что я сказал выше. С экономической точки зрения нет ничего важнее, чем эффективный рынок сельскохозяйственной земли, чтобы народ покупал и продавал землю, или смог заложить ее для получения кредита. В случае невыполнения заемщиками финансовых обязательств, банки должны получить возможность своевременно завладеть землей. Отсутствие эффективного, деполитизированного земельного рынка стимулирует коррупцию и препятствует инвестиционной среде. Также можно продать оставшиеся государственные предприятия, что могло бы содействовать эффективности экономики Грузии и искоренению очагов коррупции.
Какие отношения должна иметь Грузия с Россией? Что могут посоветовать США Грузии после того, как мы знаем, что Россия напала даже на демократический порядок Америки?
Прагматические отношения с Россией, особенно в области экономики, являются важным достижением. Запад желает, чтобы этот процесс продолжался. Даже когда Грузия отражает российскую агрессию, прагматичное сотрудничество может снизить риск недоразумений или других проблем, что, в свою очередь, означает и снижение рисков безопасности.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)