Site icon Civil.ge

НДИ США: 74% избирателей в Грузии еще не приняли решения о кандидате в президенты

74% респондентов заявили, что если бы завтра проходили президентские выборы, не знают, за кого бы проголосовали. Фото: Результаты опроса общественного мнения по заказу НДИ 2018

Национально-демократический институт (НДИ) США опубликовал результаты опроса общественного мнения, которые показывают настроения респондентов по широкому кругу вопросов, включая предстоящие в октябре президентские выборы, национальные вопросы и внешнюю политику.

Исследование проводилось Кавказскими центром исследовательских ресурсов при финансировании UK Aid, в период с 23 июня по 8 июля, и в его рамках были опрошены 2 409 респондентов путем прямого интервью. Пределы разницы в результатах опроса общественного мнения, проведенного по заказу НДМ США, составляют +/- 1,9%.

Президентские выборы, поддержка партий

Согласно результатам опроса, на вопрос, если завтра проводились бы президентские выборы, решили ли вы, за кого бы голосовали, 74% (рекордное количество граждан в истории опросов по заказу НДИ) не знает, за кого бы голосовали.

«Принимая во внимание, что дата выборов и личности всех кандидатов пока неизвестны, участие конкретных людях в выборах может оказать существенное влияние на судьбу выборов», — говорится в пресс-релизе НДИ США, который был опубликован после презентации результатов опроса 1 августа.

59% респондентов заявили, что если завтра проводились бы президентские выборы, они приняли бы участие в выборах.

На вопрос, за кого бы голосовали, 14% предполагаемых избирателей назвали кандидата Грузинской мечты — Демократической Грузии; 12% — кандидата Единого национального движения; 7% — Давида Бакрадзе от Европейской Грузии; 6% — действующего президента Георгия Маргвелашвили; 5% — лидера Лейбористской партии Шалву Нателашвили; 7% — кандидаты других партий. 11% респондентов сказали, что не проголосовали бы ни за одного кандидата, а 30% отметили, что он не знают.

На тот же вопрос, где Маргвелашвили уже не входил в список кандидатов, 20% предполагаемых избирателей назвали кандидата правящей партии; 8% — кандидата Национального движения; 7% — Давид Бакрадзе; 5% — Шалву Нателашвили; 8% — других кандидатов. 14% респондентов заявили, что не поддержали бы ни одного кандидата; 30% не знают, и 8% отказались отвечать.

Что касается возможного сценария второго тура, около 32% проголосовали бы за кандидата Грузинской мечты. Во втором туре за кандидата от Национального движения против кандидата правящей партии проголосовали бы 20%, за Давида Бакрадзе — 20%, за кандидата Альянса патриотов — 11% и за Шалву Нателашвили — 18%. В случае конкуренции во втором туре между Маргвелашвили и кандидатом Грузинской мечты, 26% избирателей проголосовали бы за кандидата Грузинской мечты, а 21% поддержали бы действующего президента.

Согласно результатам опроса, 18% респондентов заявили, что «Грузинская мечта» стоит наиболее близко к их взглядам (26% — в марте 2018 года). 10% таковой назвали Национальное движение (9% — в марте 2018 года). На вопрос, за какую политическую партию стали бы голосовать, если завтра проходили бы парламентские выборы, 20% назвали правящую партию; 11% — Национальное движение; 4% — Европейскую Грузию; 3% — Лейбористскую партию; 7% — другие партии. 15% респондентов заявили, что не стали бы голосовать ни за одну партию; 30% сказали, что не знают, и 10% отказались отвечать.

Внешняя политика

Количество респондентов, которые поддерживают заявленную правительством цель о вступлении в ЕС, увеличилось с 75% в марте 2018 года до 81% во время этого опроса. 12% против членства в ЕС (в марте этот показатель составлял 15%). Поддержка членства в Европейском союзе по-прежнему высока в масштабах страны (наиболее высокий показатель в Тбилиси — 86%), за исключением регионов, населенных преимущественно этническими меньшинствами, и составляет 62%.

75% респондентов заявили, что поддерживают заявленную правительством цель о вступлении в НАТО, что на 10% больше, чем в марте 2018 года. 17% против членства в НАТО (в марте этот показатель составлял 20%). Поддержка членства в НАТО увеличилась с 26% в марте 2018 года до 49% на этот раз среди респондентов, проживающих в регионах, населенных преимущественно этническими меньшинствами.

Курс стран, национальные вопросы

Согласно результатам опроса, количество респондентов, которые считают, что Грузия «развивается в неправильном направлении», составляет 40%, что меньше на один процентный пункт по сравнению с мартом 2018 года. 18% респондентов считают, что Грузия развивается «в правильном направлении», что на 11 процентных пунктов меньше, чем в марте 2018 года. 36% считают, что Грузия «вообще не меняется» (29% — в марте 2018 года).

Результаты опроса также показывают, что за последние 10 лет население видит улучшение с точки зрения свободы слова, доступного здравоохранения и прав женщин и меньшинств. Однако граждане указывают на ухудшение в отношении следующих направлений: коррупция, судебная система, рабочие места, преступность, нищета, территориальная целостность и рост цен.

Согласно результатам опроса, ведущими национальными темами вновь остаются экономические вопросы: рабочие места (51%), нищета (32%) и рост цен (28%). 57% респондентов существующую экономическую ситуацию в стране оценили, как «плохую»; 38% дали «среднюю» оценку, а 3% — «хорошую».

За пять дней до опубликования результатов опроса, НДИ США опубликовал оценку предвыборной среды, согласно которой, несмотря на приближение президентских выборов, намеченных на октябрь 2018 года, многие вопросы по-прежнему остаются неопределенными. Организация призвала президента Грузии, «как можно скорее» назначить дату выборов, что обеспечит задействование предвыборных регуляций, а партии и кандидаты смогут начать официальные кампании.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)