Site icon Civil.ge

Цулукиани критикуют за ее заявления в связи с расследованием МУС

Теа Цулукиани, 11 ноября, 2018. Фото: facebook.com/MinistryofJusticeofGeorgia

Заявления министра юстиции Грузии Теи Цулукиани о том, что отдельные грузинские военные могут быть привлечены к ответственности Международным уголовным судом (МУС), вызвало острую критику со стороны оппозиции.

Цулукиани рассказала о проводимом МУС расследовании в интервью телекомпании «Имеди» 14 ноября. Министр юстиции ответила на ранее заявление представителя расположенной в Гааге организации Justice International Ники Джеиранашвили, в котором говорится, что власти Грузии не предпринимают достаточных усилий для защиты интересов страны.

В телевизионном интервью Теа Цулукиани заявила, что власти Грузии надеются, что расследование МУС установит тех лиц, которые совершили преступления против этнических грузин и участвовали в пытках грузинских солдат. Однако она также отметила, что грузинская сторона не может контролировать, кто может быть выявлен в ходе этого расследования.

«Если Фату Бенсуда (прокурор МУС) придет к заключению, что в некоторых эпизодах действительно совершено преступление, она может обратиться к Гаагскому уголовному суду с требованием задержать конкретных лиц. Грузинское государство не может быть стороной или обвиненным в чем-либо. Тут может быть установлена лишь индивидуальная ответственность, независимо от гражданства и независимо от этнического происхождения», — заявила Цулукиани.

  • У расследования преступлений, совершенных в ходе российско-грузинской войны 2008 года в Грузии, возникли препятствия в Грузии в конце 2013 года, после чего в январе 2016 года началось расследование со стороны МУС. Грузия приветствовала начало расследования, а России подвергла критике решение МУС.
  • Грузия, как страна участника Римского статута, в рамках которого и был учрежден МУС, обязана в полной мере сотрудничать с судом — то же обязательство не распространяется на Россию, поскольку она не является участницей Римского статута.

Комментарий министра юстиции подверг критике кандидат в президенты от Объединенной оппозиции Григол Вашадзе, по словам которого, власти Грузии «умывает руки в связи с ветеранами войны 2008 года и объявляет их частными лицами, которые индивидуально должны защищать себя в связи со сфабрикованными страной оккупантом» обвинениями.

«Нет сомнений, что, как это спланировано Российской Федерацией, если в ходе этого дела, т.н. Грузинская мечта будет у власти, дела наших солдат, которых Грузинская мечта объявила частными лицами, будут обобщены против грузинского государства, и в результате, перед нами возникает тяжелейшая угроза, как в связи с индивидуальными судьбами солдат защитников нашей Родины, так и в связи с национальными интересами нашей страны», — заявил он и призвал к отставке министра юстиции и министра иностранных дел.

Депутат Парламента от Европейской Грузии Отар Кахидзе также откликнулся на этот вопрос и обвинил власти Грузинской мечты в создании угрозы национальным интересам страны из-за того, что простили Саломе Зурабишвили ее заявления о войне 2008 года.

«Если мы, как государством, будем обвинены в совершении военных преступлений, и что мы начали войну, и что Россия была права, на которую мы напали, тогда выходит, что мы проиграли и эту войну, и разрушение нашей территориальной целостности начнется правовым образом. Это будет катастрофой для наших национальных интересов», — заявил Отар Кахидзе.

Ответ Грузинской мечты

Правящая партия ответила на обвинения 16 ноября. Мэр Тбилиси, генеральный секретарь партии Каха Каладзе раскритиковал оппозицию за то, что «она решила нанести удар фундаменту нашей страны — Вооруженным силам Грузии и ее единству».

«Они распространяют ложную информацию, как будто грузинским военнослужащим, участвовавшим в российско-грузинской войне 2008 года, грозит судебный процесс в Гааге. Мы склоняем головы перед нашими героями, и с полной ответственностью заявляем, что для таких абсурдных заявлений не существует даже теоретических оснований, и Национальное движение бесстыдно пытается ввести в заблуждение общественность и наших героев, использовать их имя в своих партийных целях», — сказал Каладзе.

«Партия и ее лидер, которые своей необдуманной или предательской политикой, фактически, сопроводили российские войска в Грузию, потеряли 150 деревень, в том числе, сперва разоружили и сдали безоружный Кодори, кинули мирное население на врага и даже не позаботились о вывозе тел наших погибших героев, так устроили фальшивый праздник победы на проспекте Руставели, и если бы не личный героизм нашего Патриарха и самоотверженность нашего духовенства, у нас не было бы даже могил некоторых героев», — заявил Каладзе и добавил, что «сегодня эти люди обвиняют нас в предательстве национальных интересов».

Этот вопрос прокомментировала и сама министр юстиции Теа Цулукиани, которая заявила журналистам, что «сегодня наносятся совершенно бесстыжие удары по тому, что являются одним из фундаментов нашей государственности. Я знаю, что пытаются члены Национального движения, но у них не получится вовлечь наших бывших военных в эту провокацию». Она также добавила, что правительство Грузинской мечты и министр юстиции «были, есть и будут их самыми большими и верными сторонниками» во всех международных спорах.

О том, что власти собирались представить бывших военных перед МУС, впервые заявил генерал в отставке Деви Чанкотадзе. В 2009-2012 гг. он был начальником Объединенного штаба ВС Грузии.

В опубликованном на прошлой неделе видеообращении, в котором речь идет о Саломе Зурабишвили, Чанкотадзе заявил, что следующим президентом и главнокомандующим Грузии не может быть человек, который «обвиняет Грузию в начале войны, на оснований обвинения которой Гаагский трибунал и российский оккупант пытаются привлечь к судебной ответственности наших парней, наших героев, солдат, сержантов, офицеров».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)