Второй тур президентских выборов в Грузии 28 ноября «прошли в конкурентной среде, и кандидаты имели возможность свободно проводить предвыборную кампанию, — говорится в предварительной оценке четырех международных организаций по прошедшим в среду выборам. Однако «одна сторона пользовалась лишенным оснований преимуществом, а негативный характер избирательной кампании, проводимой обеими сторонами, ставило под угрозу в целом избирательный процесс».
Совместное заявление является результатом совместной наблюдательной работы четырех организаций, в том числе, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европарламента.
По заявлению международных наблюдателей, отсутствие законодательства, регулирующего основные аспекты второго тура выборов (второй тур президентских выборов в Грузии прошел впервые), не обеспечил правовой ясности.
Согласно докладу, предвыборная кампания «пострадала из-за жесткой риторики», на что не последовала реакция властей. В соответствии с докладом, в ходе кампании были зафиксированы «случаи использования административных ресурсов и были сделаны заявления о начале нескольких социальной и финансовой программ». «Указанные случаи и участие высокодолжностных представителей партии власти в предвыборной кампании еще более размыло границы между государством и партией», — говорится в документе.
Международные наблюдатели считают, что день голосования «проходил с соблюдением процедур, но в очень напряженной конкурентной среде». «Слежка за голосами избирателей в день выборов породила потенциал запугивания и это создает основания для беспокойства, так как из-за опасений о предполагаемом сведении счетов избиратели не могли зафиксировать свободно свои голоса, как это предусмотрено в обязательствах перед ОБСЕ и Советом Европы, а также другими международными стандартами», — говорится в оценке.
Миссия наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ зафиксировала «широко распространенную очень агрессивную и насильственную риторику, которая звучит в телевизионных передачах, социальных сетях и во время демонстраций, а также в отдельных заявлениях высокопоставленных представителей партии и государственных служащих».
«Частные СМИ продолжают сохранять резко поляризованную и предвзятую позицию в то время, когда Общественный вещатель не выполнил обязательство о независимости и непредвзятости редакционной политики», — говорится в совместной оценке, согласно которой, «оба оппонента воспользовались бесплатным и платным эфирным временем для негативной кампании в больше степени, чем для рекламирования собственной кандидатуры».
Дипломатические оценки
Руководитель ПАСЕ Андрей Хунко заявил, что «второй тур президентских выборов подтвердил опасения, которые были высказаны делегацией ПАСЕ после первого тура. В частности, удивительно щедрая система финансирования кампании из государственного бюджета и частными пожертвованиями, а также партийным финансированием».
«Кроме этого, спорным является прозвучавшее от властей заявление о списании долгов сотням тысячам избирателей, что финансируется частным фондом, ассоциирующимся с лидером правящей партии», — заявил Хунко и отметил, что «усиление роли денег в политике в такой стране, где уровень бедности является высоким и не существует эффективных механизмов контроля, не содействует доверию общества к демократическим выборам».
Руководитель Делегации ПА ОБСЕ Маргарета Кедерфельт заявила, что грузинский народ своим активным участием в избирательном процессе показал приверженность к демократии, однако, «к сожалению, во время кампании между турами растущее использование жесткой риторики способствовало повышению напряженности в избирательной среде».
Руководитель наблюдательной миссии БДИПЧ, посол Геерт Хинрих Ахренс подчеркнул, что «Грузия, как демократическая страна, имеет хороший международный имидж, а проявленная гражданами и избирателями такая приверженность была наглядным и впечатляющим».
«Качество выборов пострадало из-за острого противостояния, негативной кампании и личных оскорблений со стороны некоторых представителей политического класса, которые сделали это, вместо того, чтобы обсуждать важные для Грузии вопросы, такие как верховенство закона и экономическое неравенство», — заявил он.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)