Комитет министров Совета Европы на своем 1331-м заседании обсудил вопрос об исполнении властями Грузии решения Европейского суда по правам человека по делу о предварительном заключении бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили.
Дело Страсбургского суда касается нарушений, выявленных в отношении Вано Мерабишвили в контексте уголовных дел, возбужденных против него в декабре 2012 года и в январе 2013 года о предполагаемой растрате денег и злоупотреблении властью. По словам Мерабишвили, целью этих дел было его отстранение от политики.
В решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 28 ноября 2017 года говорится, что предварительное заключение Вано Мерабишвили первоначально было оправдано, но впоследствии его заключение было использовано для получения информации о других лицах по делам, не связанным с ним.
Страсбургский суд также постановил, что заявления Мерабишвили о его тайном выводе из камеры заключения в декабре 2013 года подтвердились и что во время первоначального расследования инцидента были допущены ошибки, которые не были исправлены в ходе расследования, проведенного в период с июня 2016 года по февраль 2017 года.
В результате Европейский суд постановил, что в отношении Вано Мерабишвили были нарушены пункт 3 статьи 5 и статья 18 Европейской конвенции прав человека (пределы использования ограничения прав) в сочетании с пунктом 1 статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность).
По заявлению Страсбургского суда, в январе 2018 года адвокаты Мерабишвили потребовали начать независимое расследование по делу о его выводе из камеры, возобновлении разбирательства по этому вопросу и освободить его до завершения нового расследования.
Однако власти Грузии заявляют, что решение Страсбургского суда не содержит призыва об освобождении Вано Мерабишвили и подчеркивают, что осужденный отбывает наказание в связи с другими приговорами суда, законность которых ЕСПЧ не проверял, и в результате, требование адвокатов об освобождении Мерабишвили необоснованно.
Решение Комитета министров
Комитет министров поддержал аргумент властей Грузии, согласно которому, Мерабишвили полностью воспользовался механизмом «справедливого удовлетворения» и установил, что, поскольку заявитель больше не находится в предварительном заключении, в этом отношении нет необходимости принимать какие-либо другие индивидуальные меры.
В связи с просьбой заявителя об освобождении комитет отметил, что суд не обнаружил отдельно взятого нарушения пункта 1 статьи 5, что он отверг аргумент заявителя о том, что его содержание под стражей служило его отстранению от политической арены, и что теперь он отбывает наказание по другим обвинениям, в том числе, по делу об убийстве Гиргвлиани, которое в настоящее время находится под надзором комитета.
«По этим причинам в настоящий момент нет необходимости, чтобы мы призвали правительство, обеспечить освобождение Мерабишвили», — говорится в заявлении Секретариата Совета Европы.
Комитет министров «с интересом отметил», что по инциденту, имевшему место в декабре 2013 года, началось новое расследование и призвал власти организовать его таким образом, чтобы оно было институционально и практически независимым, а также достаточно широкомасштабным, чтобы определить, повлияли ли события каким-либо образом на уголовное судопроизводство.
Он также «с интересом отметил» текущую реформу прокуратуры и призвал власти рассмотреть необходимость принятия дальнейших мер, как только станут известны результаты нового расследования.
Расположенный в Страсбурге Европейский суд по правам человека принимает решения по индивидуальным или государственным искам о предполагаемом нарушении гражданских и политических прав, отраженных в Европейской конвенции прав человека. После того, как решение Европейского суда становится окончательным, для контроля его исполнения оно передается Комитету министров.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)