Строительство «удивительной демократии», обещанное миллиардером Бидзиной Иванишвили, без привлечения привычных «Ежовых Рукавиц» оказалось делом трудным. Главный вопрос в том, на чьих руках будут надеты эти рукавицы. Сегодня это не совсем понятно, так как политическое противостояние, которое должно происходить вроде между власть имущими и оппозицией, время от времени колыхает внутри самой правящей команды, с соответствующими последствиями. Эти последствия отражаются иногда в плохо завуалированной дискуссии между однопартийцами, но иногда принимают и резкие формы, вследствие которых известным политикам, в том числе, отдельным членам правительства приходится переходить на второй план, а то и вообще исчезать с политической арены.
Укрощение строптивой?
За последние дни общество стало свидетелем именно такой борьбы. В этом конкретном случае, в качестве жертвы выступает известный политик, одна из ведущих членов правящей Грузинской мечты Эка Беселия, которой в конце прошлого года пришлось уйти с должности председателя парламентского Юридического комитета в связи с расхождениями с лидерами партии на тему судебной реформы. Во всяком случае, о причинах отставки она сама заявила публично. Но вскоре после этого события приобрели не совсем политический оттенок. В социальных сетях появились записи со сценами личной и семейной жизни депутата.
Сама Беселия назвала эти действия «моральным террором» против нее, направленным на то, чтобы она прекратила попытки препятствовать назначению некоторых лиц на высокие судебные должности. Об этом — позже, а пока что пороемся в неполной истории шантажа тайнами личной жизни известных лиц в Грузии а точнее той её части, которая в своё время стала достоянием обшщественности.
Тёмная история
Манипуляции информацией о личной жизни и скрытыми записями различных сцен частного характера время от времени играли не последнюю роль в грузинской политике. Существенная часть подоплеки всех таких случаев была скрыта от широкой общественности, из-за чего каждый конкретный случай обрастал различными вариациями и слухами, а то обстоятельство, что расследование таких инцидентов не проводилось, или же если и начиналось, никогда не доходило до логического завершения, всегда оставляли пространство для интерпретаций — кому это было выгодно, по какой причине такая информация была предана огласке и с какой целью.
Опасные связи
Под сеню Белого Лиса
Использованные на протяжении почти трех десятков лет независимости Грузии методы шантажа информацией о личной жизни приобретали различные формы, и как заявляют сегодня правозащитники, традиционно, эти методы направлены против женщин и мужчин с «нетрадиционной» ориентацией, так как «в обществе их сексуальность предается осуждению». По заявлению правозащитников, шантаж такого характера не действует в отношении гетеросексуальных мужчин, так как, считается, что они могут позволить себе «многовекторную» личную жизнь.
За политиками, журналистами и другими публичными людьми, слежка велась, естественно, и в доинтернетовскую эпоху, и , если имели место случаи шантажа, информация о которых не была опубликована по телевидению или в газетах, главным каналом все же оставалось т.н. «сарафанное радио», источником которого служили «достоверные источники».
К одному из таких случаев можно приписать факт «самоубийства» одного из высокопоставленных лиц из Администрации президента Шеварднадзе в начале 2000-х гг. В народе ходили слухи о «нетрадиционной» ориентации этого госчиновника, и видимо кому-то этот чиновник приходился не очень по-душе, если решил его шантажировать, скорее всего, записями сцен его личной жизни. Официальной версией самоубийства называлась кампания в СМИ против этого человека, который якобы пытался содействовать продвижению своих протеже на различных государственных должностях. Расследование было начато по статье доведения до самоубийства, однако но результаты этого расследования грузинские сыщики до общества так и не довели.
А вот накануне «Революции роз» была еще одна попытка использования записей личной жизни в качестве компромата против одного оппозиционного политика. В предвыборном клипе партии тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе были использованы такие кадры с участием этого политика, который распивает спиртные напитки в кампании молодых людей в непринужденной обстановке. Если эти кадры посмотрят молодые люди, повзрослевшие за последние 10 лет, вряд ли в них найдут чего-либо компрометирующего, однако публикация таких сцен в то время, с намеком на «другую» личную жизнь, не как у всех, была очевидной и неприкрытой попыткой дискредитации насолившего Абашидзе политика.
Заначка для Супермальчиков
По мере развития в мире технологий и изощренных методов слежки, получение информации о личной жизни человека в последующие годы стало нетрудным делом, соответственно, и использование такой информации для давления на человека не требовало большого труда.
Осенью 2009 года газета «Батумелеби» сообщила, что со стороны Аджарского управления Специального оперативного департамента МВД Грузии имела место попытка запугивания и шантажа сотрудников газеты, в том числе и «с использованием существующей в Грузии стигмы, связанной с сексуальной ориентацией». Газета за помощью обратилась также в международные организации, так как не надеялась, что власти проведут серьезное расследование. Заявлением газеты тогда заинтересовалась Генеральная инспекция МВД Грузии, однако официальных сообщений о привлечении к ответственности кого-либо не поступало.
В преддверии парламентских выборов 2012 года, когда на политической арене появился миллиардер Бидзина Иванишвили, закрытая позже самим Иванишвили телекомпания «Девятый канал», владельцем которой была его супруга, обратилась к Главной прокуратуре с просьбой провести расследование по делу о попытке шантажа против журналиста этой телекомпании. Сам журналист заявлял, что представители силовых структур пытались завербовать его с целью получения информации о телекомпании, а также принуждали вступить в однополую сексуальную связь с одним из сотрудников мужчин «Девятого канала» и тайно записать это на видео. Официально было заявлено, что Прокуратура приступила к расследованию, но, как обычно, о завершении этого расследования нигде не сообщалось, даже несмотря на то, что спустя 3 месяца в стране поменялась власть, и расследование могло продолжить правительство Грузинской мечты, широкой общественности и результатах следствия никто не сообщал.
Хотя и на протяжении тех пресловутых «9 лет правления» Национального движения под руководством Михаила Саакашвили публичной огласке не предавалась информация о личной жизни конкретных людей, как показало расследование, проведенное после прихода к власти Грузинской мечты Бидзины Иванишвили, отдельные структуры силовых ведомств правительства Саакашвили активно занимались сбором такой информации, включая видео и аудиозаписи различного толка. Бывшее руководство находившейся в подчинении Министерства обороны Военной полиции сделало десятки тайных видеозаписей, на которых изображены сексуальные связи «известных обществу лиц мужского пола» с мужчинами из кругов сексуальных меньшинств, которые в дальнейшем использовались для их шантажа, — заявила Прокуратура Грузии 14 января 2013 года.
Ну а дальше, как по маслу, стараниями новых властей Грузинской мечты были обнаружены несколько тайников, содержащих наряду с оружием записи пыток заключенных, а также записи сцен личной жизни различных людей. Новые власти почти ежедневно сообщали об обнаруженных материалах, которые якобы использовались прежними властями для шантажа людей, в том числе, и известных личностей.
Потом создавались различные комиссии, члены которых просматривали эти материалы и высказывали свое негодование, насколько плохо обстояли дела с соблюдением неприкосновенности частной жизни людей. Проводилось показательное уничтожение электронных носителей информации, содержащих скрытые записи. Параллельно этому, в Парламенте проходила законодательная работа с целью усовершенствования закона, регулирующего слежку и прослушивание частной жизни человека, а правозащитники, в свою очередь, пытались добиться изменения законодательства, которое сохраняло за МВД прямой доступ к серверам коммуникационных операторов. Учитывая все вышесказанное, стороннему глазу могло показаться, что после смены власти в Грузии в 2012 году ситуация кардинально изменилась и теперь граждане, тем более публичные лица, могли не опасаться за неприкосновенность своей личной жизни.
Мечтательные Фантазии
Но не так то было… «Первой ласточкой», как уже позже оказалось, в длинном ряду манипулирования записями сцен личной жизни, оказался случай с журналистом, который часто критиковал советника премьер-министра Бидзины Иванишвили Гию Хухашвили, а также заместителя министра ВД Гелу Хведелидзе и заместителя главного прокурора Лашу Нацвлишвили за захват в свои руки тех бизнесов, которые ранее контролировались бывшими властями. В соцсетях было опубликовано видео сексуальных сцен с его участием, и действующих лиц легко можно было опознать. В связи с данным случаем был задержан заместитель министра ВД Гела Хведелидзе, однако его вскоре освободили под залог после выплаты 5 тысяч лари, а через год суд присудил ему условное наказание сроком на один год. Вряд ли можно назвать такое мягкое отношение, да и судебный вердикт адекватным наказанием за преступление, вызвавшее огромный резонанс в обществе, да и сами власти считали сбор такой информации непростительным грехом прежней власти.
Несмотря на громкие обещания правительства, усердно бороться с шантажом и давлением с использованием скрытых записей кадров личной жизни граждан, впоследствии такие видеоматериалы были опубликованы неоднократно, и легко можно заключить, что главной целью публикации таких материалов было то, чтобы заставить замолчать героев этих материалов, так как этими героями были известные политики и журналисты.
В октябре 2015 года генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия заявил о попытке шантажа в его отношении. По его словам, ему передали «правительственный мессидж», что в том случае, если он не покинет телекомпанию, права на владение которой оспаривается в суде, будут опубликованы кадры, отражающие моменты его личной жизни и его телефонные беседы. По словам Гварамия, что он не подчинился шантажу и вместо этого он предпочел публично рассказать об этом, так как не намеревается «бежать» с «Рустави-2». Прокуратура тогда начала расследование, однако о результатах этого следствия ничего не известно по сей день.
В середине марта 2016 года на YouTube анонимным лицом было опубликовано видео с угрозами в отношении политиков как из действующей власти, так и оппозиционных партий, а также известной журналистки Инги Григолия, отказаться от своей профессиональной деятельности, в противном случае автор публикации обещал опубликовать видеоматериалы, отражающие их личную жизнь. Тогда Инга Григолия заявила, что ее «никаким шантажом не смогут» заставить замолчать и что она до конца будет бороться против «этого очень серьезного террора». В то время среди депутатов правящей партии Грузинская мечта появились и такие, которые призывали к отставке должностных лиц, против которых «существует компрометирующий материал». К начавшемуся следствию грузинская сторона привлекла представителей ФБР США. Однако, единственное, что смогло установить следствие тогда спустя полутора месяца расследования, было то, что кадры с угрозами и моментами личной жизни не опознаваемых на тот момент лиц были загружены в Интернет не с территории Грузии. Несмотря на якобы сильный эмоциональный настрой к доведению расследования до конца, официальных заявлений о каких-либо результатах этого расследования обнародовано не было. Журналистка Инга Григолия, не испугавшаяся угроз и смело заявившая о намерении бороться против давления такого типа, продолжает активную журналистскую деятельность, но одному из оппозиционных к тому времени политиков, бывшему члену правительства коалиции Грузинская мечта, пришлось уйти из политики без особого шума и объяснений и после того этот человек не проявлял себя в публичном пространстве вообще…
Во время этих событий были предположения, что в числе политиков, которым угрожали публикацией сцен личной жизни, была также депутат Парламента от правящей Грузинской мечты Эка Беселия. Однако тогда Беселия публичных заявлений по этому поводу не делала, хотя и занимала должность председателя парламентского Комитета по правам человека. И только в результате событий последнего времени, из ее заявлений, а также заявлений других представителей власти, стало известно, что в судебных органах хранились определенные записи о ее личной и семейной тайне. По словам самой Беселия, эти кадры были изготовлены по время правления Михаила Саакашвили и распространены в период новой власти. Она заявила, что по этому факту прокуратура 8 лиц признала виновными и в последнее время дело было направлено в Апелляционный суд. Беселия также отметила, что не считала правильным передачу материалов в суд из-за угрозы их незаконного распространения. Депутат требует от правоохранительных органов ответа на вопросы, кто выбрал эту форму сведения счетов с ней и в чьих руках могли находится эти материалы. По ее словам, все это может быть связано с ее борьбой за перемены в судебной системе, и кто-то таким образом пытается отстранить ее от этой борьбы.
Что будет дальше? Как эффективно и своевременно будет проведено расследование этого дела, время покажет, но история таких расследований не очень обнадеживает. В связи с последними событиями, связанными с депутатом Экой Беселия, были задержаны несколько человек, которые обвиняются в распространении видео с тайной личной жизни, но вряд ли кто-нибудь из этих людей является первоисточником выброса в соцсети этого материала. Да и правоохранители ничего не говорят о том, что среди задержанных кто-то был таковым. Расследование продолжается, а палки пока что ломают над головами тех, кого погубило свое любопытство или щедрость, поделиться пикантным видео со своими знакомыми или даже чужими людьми.
Подавляющей части общества понятно, что это не честные методы борьбы и что личная и семейная жизнь человека должна быть защищена, каким бы публичным не было лицо, но пока-что это все остается лишь желанием или законом на бумаге и легко можно представить, что ощущают простые люди, если даже влиятельные лидеры, депутаты, члены правительства, не защищены от вторжения в их личную жизнь…
This post is also available in: ქართული (Georgian)