Министерство иностранных дел РФ в опубликованном 29 апреля комментарии выразил обеспокоенность в связи с деятельностью Исследовательского центра общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара в Тбилиси и подверг критике США за несоответствие с Конвенцией о запрещении биологического и токсинного оружия.
Заявлению МИД России предшествовало опубликование Доклада Государственного департамента США за 2017 г. о соответствии стран с существующими соглашениями по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.
МИД России отметил, что вопросы в связи с соответствием США с этими договорами остаются без ответа, что вызывает в Москве «растущую озабоченность»; Кроме того, действия США подталкивают Россию «задуматься о реальной, а не декларируемой на публику, военно-биологической повестке дня США».
«Нас не может не беспокоить планомерное развертывание военно-биологической инфраструктуры США по периметру российских границ. Особо тревожит значительное усиление размещенного в Грузии (п.Алексеевка) Управления медицинских исследований сухопутных войск США», — говорится в комментарии МИД России.
Министерство имело в виду Директорат медицинских исследований Армии США – Грузия, который является частью Исследовательского центра общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара. По информации Командования медицинских исследований и материального обеспечения Армии США, его целью является выявление медицинских угроз и их ослабление, а также борьба с угрозами эндемичных заболеваний в сотрудничестве с правительством Грузии.
Центр Лугара является совместными грузино-американским проектом. По информации Национального центра Грузии по контролю над заболеваниями и общественного здравоохранения, Центр Лугара является учреждением высшего уровня лабораторной сети Национального центра по контролю над заболеваниями и общественного здравоохранения, который является реферальной лабораторией системы общественного здравоохранения Грузии.
Центр по контролю над заболеваниями также сообщает, что в настоящее время происходит процесс передачи Центра Лугара правительству Грузии, после чего, с 2018 года полную ответственность за финансирование и деятельность центра возьмет на себя правительство Грузии.
Россия и ранее неоднократно выступала с заявлениями против Центра Лугара в Грузии. В июле 2013 года руководитель «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко заявил, что лаборатория обладает «мощным наступательным потенциалом» и считается «прямым нарушением» Конвенции по биологическому вооружению.
В июне 2015 года МИД России обвинил США и Грузию в попытке скрыть настоящую деятельность Директората медицинских исследований Армии США. В феврале 2016 года Онищенко заявил, что в Центре Лугара возможно заражение комаров вирусом Зика.
Регионы Абхазия и Цхинвальский регион/Южная Осетия
МИД России также откликнулся на высказанную в Докладе Госдепартамента США критику в отношении соответствия России с обязательствами, взятыми по Венскому документу о переговорах по мерам упрочнения доверия и безопасности и Договору «Открытого неба».
В Докладе Госдепартамента США говорится, что Россия не смогла представить информацию о расквартированных в Абхазии и Цхинвальском регионе своих вооруженных силах, как этого требует Венский документ. Доклад также отмечает, что из-за того, что Абхазия и Южная осетия расположены в рамках границ Грузии, признанных на международном уровне, и из-за того, что все остальные государства участники считают их частью Грузии», они попадают в ареал действия Венского документа.
В докладе также говорится, что Россия не выполняет договор «Открытого неба», который предоставляет право государствам участникам, осуществлять невооруженные наблюдательные полёты на территории другой страны участницы, так как «с 2010 года (Россия) не позволяет им осуществлять такие полеты в 10-километровом коридоре вдоль своей границы с регионами Южная Осетия и Абхазия».
В докладе Госдепартамента говорится, что из-за того, что оба региона являются частями Грузии, признанными на международном уровне, «не существует оснований для того, чтобы запретить наблюдательные полеты на любом участке российско-грузинской границы в пределах 10 км».
В ответ на это МИД России заявил, что Абхазия и Цхинвальский регион являются «суверенными государствами», которые не является государствами участницами ни одного из этих договоров или ОБСЕ, и соответственно, на них не возлагаются какие-либо обязательства.