Статья президента Грузии Саломе Зурабишвили изначально была опубликована в газете Le Monde.
Европа переживает кризис. И тем не менее, Грузия никогда не была такой решительной и настойчивой в отношении своего европейского будущего, как сейчас. В то время как граждане ЕС определят свое видение относительно будущего Европы в мае, граждане Грузии уже прошли этот путь. Избрав меня на пост президента Грузии (28 ноября 2018 года), грузины сделали свой выбор и пошли против модной волны евроскептицизма. Моя победа на выборах было оправданием той волны, которая проходила на фоне европейского флага и единственной целью которой является вхождение в Европу.
Грузия — это парадокс: страна, которая находится на краю Европы, мечтает о Европе, когда европейцы сомневаются в этом.
Возможно, Грузия не измеряет повседневные трудности европейской политики, компромиссы, медленный прогресс и последовательность тех продуктивных кризисов, которые создали европейскую систему.
Но в какой-то степени способность удерживать дистанцию — действительно сила Грузии. Грузия смотрит на Европу со стороны. Страна, которая граничит с Черным морем, окольцована с севера Россией, с юга Турцией и с Востока Ираном (с непосредственной границей с Арменией), мы более других европейских стран можем сравнивать альтернативные политические модели, когда не подчиняемся им. Воля грузинского народа четка: 80% грузин уже многие годы поддерживают членство в ЕС, даже на том уровне, когда европейская перспектива защищена Конституцией.
Предполагаемая европейская идентичность
Европейский выбор прост. Европа является синонимом свободы: спустя 70 лет советского тоталитарного правления и 30 лет демократического прогресса, наше европейское стремление является неотъемлемой частью консолидации либеральной демократии.
Европа — это наша общая культура: страна золотого руна, стержень христианства с пятого века, колыбель цивилизации виноделия — наша европейская идентичность однозначна.
Наши ценности такие же, как и европейские ценности, в том числе, грузинская терпимость, которая веками отмечалась теплым приемом евреев без проявления антисемитизма, и которое мы планируем внести в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Прежде всего, Европа обеспечит как прогресс, так и защиту. Шествие к Европе приносит нам конкретное улучшение, которое ощутимо для каждого гражданина, несмотря на то, что страна все еще отягощена советским наследием: открытие европейского рынка открывает новые торговые возможности, участие в программах Erasmus помогает нашей молодежи получить образование, вводит европейских правил защищает наших потребителей от рисков для их здоровья и безопасности.
Сближение с Европой также является фактором защиты: именно страна председатель ЕС – Франция остановила Россию от вторжения в 2008 году, которое завершиться падением Тбилиси без дипломатической мобилизации; Именно Европа мобилизовала миссию стабилизации, чтобы помешать России в дальнейшей аннексии нашей территории, 20% которой оккупирована российской армией.
И все же, Грузия не является членом ЕС, и причиной является проблема расширения границ. Поскольку мы хотим, чтобы строительство Европы было успешным, мы знаем, что любое новое расширение должно осуществляться только с полного согласия европейского народа.
Именно поэтому мы должны избавиться от двойной ловушки, в которую нас вогнала нынешняя политика расширения. Это способствует евроскептицизму внутри Европы, поскольку противоречит желанию иметь осязаемые границы и единство. Наоборот, это создает риск разочарования за пределами ЕС, в странах, очарованных Европой, как Грузия.
Инициатива президента Макрона, «достойная приветствия»
Брексит также является кризисом расширения, что также испытал в свое время генерал де Голль. Это проявляет неспособность Европы увеличиться до 28 таким же путем, как она выросла до 6.
Инициатива президента Макрона (которую он озвучил в обращении к гражданам Европы 5 марта), достойна приветствия с точки зрения того, что она создает возможности для дебатов, как должна выглядеть новообразованная Европа. Для того, чтобы заново родиться, Европа должна выйти за рамки логики однообразия и согласится с созданием ряда дополнительных группировок в более широкой Европе. Для того, чтобы противостоять континентальным государствам 21-го века, Европа должна объединиться, а не разделяться.
Завтра Европе понадобимся все мы: начиная от опоры парламентской демократии в Великобритании и заканчивая колыбелью толерантности, как маленькая Грузия.
В этих дебатах Грузия желает стать лабораторией новой Европы.без требования статуса страны кандидата завтра, мы бы хотели думать о создании нового статуса, который предложил бы Грузии больше Европы и который заложил бы основы большой Европой, которая будет основываться на ценностях либеральной демократии и на наших общих гуманных ценностях.
Празднование 10-й годовщины Восточного партнерства в порту Батуми состоится после европейских выборов и до встречи, предложенной президентом Макроном — «Конференция ради Европы». Грузия собирается принять участие в европейском ренессансе тем, что внесет вклад определении Европы, которая защищает, не исключая при этом.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)