Site icon Civil.ge

Иванишвили о судебной системе, TBC банке, оппонентах и бывших соратниках

Интервью Бидзины Иванишвили телекомпании «Имеди», 9 апреля 2019 г. Фото: кадр из видео ТВ «Имеди»

Председатель правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзина Иванишвили дал первое интервью телекомпании «Имеди» после президентских выборов 2018 года, в котором он рассказал о ситуации в правящей команде, судебной системе и различных процессах, происходящих в стране.

Ситуация внутри партии и покинувшие команду депутаты

Большую часть своего интервью Иванишвили уделил ситуации в партии и бывшим партнерам по команде. По его словам, «эмоциональность в команде Грузинской мечты по-прежнему наблюдается» и «некоторая растерянность (до сих пор) чувствуется». Однако после его «многократных» и «длительных» встреч с командой «можно считать, что команда почти успокоилась».

В связи с ушедшими из партии депутатами Иванишвили заявил, что у них «не было причин уходить», и они «ушли, ломая открытые двери». По словам Иванишвили, отбор судей Верховного суда, что бывшие члены команды называют причиной своего ухода из партии, не может служить поводом, «потому что все претензии, которые существовали в связи с отбором судей, были проанализированы в команде и они там присутствовали».

«Мы дали исчерпывающий ответ в команде, у них не оставалось больше никаких вопросов, но видимо они не смогли найти реально другую причину и другой повод, хотели уйти и какова реальная причина, возможно, это время покажет немного позже», — заявил Иванишвили.

Лидер Грузинской мечты оценил заявления бывших соратников по партии о том, что в партии перемешались и были утеряны ценности и заявил, что наоборот, ценности перепутали депутаты, ушедшие из команды. Он также обвинил бывших товарищей по команде в действиях в унисон с оппозиционным Единым национальным движением.

«Сегодня мы вспомнили (бывшие) члены нашей команды о суде, когда идет усиленная атака со стороны Национального движения и подконтрольных ему НПО. Почему-то в унисон с этим действует наша тройка (Беселия, Попхадзе, Гогичаишвили), и повторяют ту же позицию о суде и судьях», — заявил он и там же добавил, — «именно к ним у меня есть претензия, как они льют воду на мельницу Национального движения».

В связи с претензиями бывших членов Грузинской мечты в адрес депутата Вано Зардиашвили Иванишвили заявил, сомневается в принципиальности бывших соратников.

«Если они такие принципиальные, когда включили в список Зардиашвили, где была их принципиальность? Эти принципиальные депутаты когда увидели Зардиашвили в списке, почему вы сказали, что мы не пойдем в этот список, пока Зардиашвили будет здесь?».

По словам Иванишвили, все те, кто нарушил закон, должны быть наказаны, но есть и такие, кто стал жертвой системы, выкроенной под одного человека (Саакашвили), и если бы началось их преследование, мы получили бы новую катастрофу и «продолжили бы путь по новому заколдованному кругу». Именно поэтому, по его словам, такие люди получили возможность для «самоопределения», что было правильным решением.

По его словам, если мы хотим объединить общество и бороться вместе, «он был там, и поэтому не может встать здесь» — такой подход должен закончиться.

Иванишвили вспомнил еще других бывших соратников, покинувших его команду ранее, которых он также обвинил в связях с Национальным движением. В этом контексте он назвал Гию Хухашвили, Губаза Саникидзе и бывшего спикера Парламента Давида Усупашвили.

«Социал-демократы»: «Классический европейский вариант того, как покинуть команду»

В контексте покинувших Грузинскую мечту депутатов Иванишвили отдельно выделил социал-демократов и отметил, что здесь мы имеем дело с другим случаем, и это «классический европейский вариант ухода из команды, потому что они не смогли договориться о ценностях и идеологии».

По словам Иванишвили, социал-демократы искренне пытались представить в команде свои отличающиеся варианты по некоторым вопросам (например, пенсионная реформа и Трудовой кодекс), и заручиться поддержкой, но они не смогли добиться этого. «Они несколько раз предупреждали команду, выступили публично и после этого вышли из партии», — добавил он и пояснил, что усиление левой партии в обществе было его искренним желанием.

Судебная система и бессрочное назначение судей

В ходе интервью Иванишвили пространно рассказал о ситуации в судебной системе, и недавние события, связанные с отбором кандидатов в судьи Верховного суда, назвал процессом, управляемым Национальным движением и связанными с ним НПО.

По его словам, кампания против судебной системы началась в то время, когда Национальное движение утратило влияние в суде. По словам Иванишвили, тогда же активизировался и неправительственный сектор. В этом контексте он особенно выделил руководителя НПО «Международная прозрачность – Грузия» Эку Гигаури.

По словам Иванишвили, когда судебной системой все еще управлял Кублашвили, у всех было ощущение, что суд все еще находится под влиянием Национального движения, «капитан» Гигаури поддерживала бессрочное назначение судей, а сегодня она против таких назначений и «меняет позиции каждый день».

По словам Иванишвили, Мурусидзе и Чинчаладзе, эти две фамилии выбраны Национальным движением, и Грузинская мечта узнала о них только тогда, когда они начали ругать их в публично. «Эти фамилии стали брендами, Национальному движению удалось сделать это», — пояснил Иванишвили.

«Все эти фамилии, их одиозность и клановость – все это исходит от Национального движения и управляемых им НПО», — отметил он и добавил, что причина этого заключается в попытке Национального движения вернуть влияние над судебной системой.

Иванишвили также вспомнил случай убийства на улице Хорава и пояснил, что когда говорим о т.н. «клановом управлении» в судебной системе, и говорим, что власти вмешиваются в решения, мы должны вспомнить случай убийства несовершеннолетних, когда судья вынес решение, не совпадающее с версией прокуратуры. Более того, этот судья (Эка Арешидзе) была назначена Высшим советом юстиции бессрочно.

Он также прибег к помощи международных рейтингов и заявил, что во время правления Национального движения, с точки зрения судебной власти и правосудия, страна находилась 77-м месте, а сегодн грузинский суд «входит в лучшую двадцатку с точки зрения независимости и различным положительным показателям». По его словам, доверие граждан к суду является аналогичным среднеевропейского показателя.

Дело Гиргвлиани и «вина» Мурусидзе

В ходе беседы о судебной системе Бидзина Иванишвили отдельно выделил вопрос Левана Мурусидзе и заявил, что «сегодня Мурусидзе предстает нам в качестве синонима убийства Гиргвлиани», а его адвокат его дела Шалва Шавгулидзе «ассоциируется, как герой, которому удалось выиграть дело в Страсбургском суде».

По словам Иванишвили, Шалва Шавгулидзе фактически не обжаловал решение суда первой инстанции по делу Гиргвлиани в Апелляционном суде, и вместо него это сделала прокуратура. А это лишило Левана Мурусидзе в Верховном суде возможности вернуть дело в суд первой инстанции.

«Каждый судья управлялся, все боялись Адеишвили, но даже формально у него (Мурусидзе) не было возможности вернуть дело в первую инстанцию, потому что Шавгулидзе почему-то не внес иск на апелляцию после первой инстанции», — заявил Иванишвили и добавил, что « у Мурусидзе не было возможности обойти законодательство, он не смог бы перепрыгнуть».

«У меня есть большое подозрение, что сам он (Шавгулидзе) был (вовлечен) в манипуляции между прокуратурой и судом, которым руководил Адеишвили, поскольку пропустил и не позволил другим инстанциям, чтобы у них оставалась возможность действовать», — заявил Иванишвили.

Михаил Саакашвили и Национальное движение

Во время интервью Иванишвили говорил о бывшем президенте Грузии Михаиле Саакашвили и оппонентах Грузинской мечты, и отметил, что Саакашвили «обычный трусливый мужчина», который «обманывает себя». «Если приедет, должен сесть в тюрьму, куда он приедет?», — заявил он.

По словам Иванишвили, причиной того, что главным оппонентом Грузинской мечты остается Национальное движение, является скудный политический истеблишмент. По его словам, большая часть оппозиционного спектра занята Национальным движением, которое основано на «только на лжи и насилии» и борется «похищенными у нас деньгами и захваченным телевидением».

Телекомпания «Рустави-2»

В связи с телекомпанией «Рустави-2» Иванишвили заявил, что у нее есть собственная «паства» и «они смотрят на это» телевидение. «Утром встают. Факты уже не ищут, пишут сценарии, а ты иди и оправдывайся после этого, как хочешь», — добавил Иванишвили.

TBC банк и проект глубоководного порта Анаклия

Иванишвили также затронул события вокруг TBC банка и заявил, что этот процесс окончен: «президент Национального банка предпринял достойные шаги, банк заплатил штраф, и эти два человека (Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе) выведены из Наблюдательного совета, и тут больше нет вопросов».

Лидер правящей партии также акцентировал внимание на проекте глубоководного порта Анаклиа и отметил, что его строительство отвечает интересам действующей власти. «Проект необходим нашему государству, это серьезный проект, если не сможет сдлать частный бизнес, придется государству», — заявил он.

По словам Иванишвили, расследование, начатое в отношении учредителей TBC банка, не имеет никакого отношения к проекту глубоководного порта в Анаклия и это только лишь «спекуляции». «Те инсинуации, на которые пытаются указать оппоненты, что (Иванишвили) хочет либо разрушить или передать России, либо не хочет сделать этого, лишены всяческих оснований и об этом самому Хазарадзе хорошо известно», — отметил он.

«Перспектива состоит в том, что этот порт будет построен обязательно, и я хотел бы, чтобы построили именно они (консорциум Анаклия) и максимально будем поддерживать лично или со сторон государства, в рамках законодательства, чтобы этот проект хоть как-то осуществили. Это сложный проект. Я бы пожелал успеха», — заявил Иванишвили.

Правительство и отношения с обществом

Иванишвили оценил работу действующего правительства и заявил, что «правительство подобрано правильно, оно эффективно, там могут быть некоторые вопросы к какому-то министру, (но) премьер очень старается».

В качестве одного из главных вызовов правящей команде Иванишвили назвал отношения с обществом и отметил, что в какой-то момент «обрушился мост», что имело объективные причины. Одним из приоритетов он назвал «восстановление отношений с обществом».

Он акцентировал внимание на нищете и безработице в стране и пояснил, что власти сделают максимум, чтобы преодолеть это. «Мы не сможем преодолеть эту нищету за краткое время, это требует стабильной среды, если хотим привлечь инвестиции… Мы должны жить стабильно, если хотим, чтобы развивалась экономика», — подчеркнул Иванишвили.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)