На пленарном заседании Парламента 2 мая прошло слушание министра внутренних дел Георгия Гахария. Слушание министра проходило на фоне критики со стороны оппозиции и длилось около 7 часов.
Доклад министра
В своем выступлении министр акцентировал внимание на системных реформах в структуре, необходимости увеличения численности Патрульной полиции, охране границ и борьбе с преступностью.
Георгий Гахария также откликнулся на недавнюю критику правоохранительных органов со стороны общества и политиков, и отметил, что «к сожалению, попытка дискредитации полиции и полицейского приняла системный характер». По его словам, полиция «не является стороной» и «является полностью аполитичным и эффективным органом».
«Все должны помнить, что полиция принадлежит каждому гражданину, и что следует позаботиться о репутации полиции, поскольку эффективная полиция и правопорядок отвечают сегодняшним и будущим интересам каждого гражданина», — заявил министр внутренних дел.
Георгий Гахария также отметил, что «никто никогда не сможет ограничивать законные действия полиции» ни на одной территории, находящейся под юрисдикцией Грузии. Он также призвал общество, с ответственностью относится к таким «сенситивным» темам, как линия оккупации.
«Безопасность страны — это не входит в интересы только какой-либо одной социальной группы. Безопасность страны превыше любого политического интереса», — отметил Гахария.
Вопросы и ответы
После выступления министра заседание продолжилось в режиме вопросов и ответов. Вопросы депутатов в основном касались событий в Давид-Гареджи и Панкисском ущелье, роста статистики преступности, задержанных на распространении кадров личной жизни, заключения Давида Киркитадзе, а также дел Ии Керзаия, Темирлана Мачаликашвили и убийства на улице Хорава.
По заявлению министра, тема Давид-Гареджи — «деликатный и осторожный вопрос, который является постсоветским наследием страны». По его словам, «делимитация-демаркация границы является принципиальным вопросом», который должен быть решен в срочном порядке.
«На ближайшем заседании правительства будет сформирована новая демаркационная комиссия, и эта работа начнется вместе с нашим соседом (Азербайджаном)», — заявил Гахария, добавив: «Мы все должны попытаться решить этот вопрос раз и навсегда».
По его словам, Азербайджан является стратегическим партнером Грузии, и в рамках демаркационной комиссии мы вместе решим все те проблемы, которые связаны с вопросами культурного наследия, а также которые входят в сферу интересов нашей Церкви.
Оценивая события в Панкисском ущелье 21 апреля, Георгий Гахария заявил, что при оценке рисков, подготовительных работах и с точки зрения координации были допущены определенные ошибки, которые привели к «плохим результатам».
По его словам, в Панкисском ущелье 21 апреля спецназа не было, и спецоперация не проводилась. Как заявил министр, там работали подразделения полиции, целью которых было соблюдение правопорядка и предотвращение конфронтации между гражданами. «Полиция достойно выполнила эту функцию и приняла этот удар на себя, что является ее обязанностью», — пояснил он, добавив, что «это было оборонительным мероприятием».
Что касается вопроса депутатов, каким образом собирается ведомство выйти из тупика, Гахария ответил: «наблюдайте за нами и увидите, как собираемся выйти мы из этого тупика — спокойно, тихо и с разумным подходом… Мы будем действовать так, как это нужно интересам страны и нашим гражданам».
В связи с ростом статистики криминала Гахария пояснил, что «происходит исправление базы и динамика по части роста криминала будут совершенно иной… Статистика криминала в апреле должна быть сокращена качественно».
Что касается задержанных за распространение кадров личной жизни, министр пояснил, что «просмотр, хранение и распространение являются преступлениями одной мерки». На вопрос депутата Эки Беселия, защищено ли в целом общество от таких действий, Гахария ответил, что «в этом направлении мы слабы и у нас много работы».
В ответ на вопрос о содержании Давида Киркитадзе под стражей, министр внутренних дел заявил, что не будет отвечать на этот вопрос. А по делам Ии Керзаия и Темирлана Мачаликашвили Гахария пояснил, что ведется следствие, которое должно завершиться.
Политические оценки
После тот, как министр закончил отвечать на вопросы депутатов, начали выступать сами депутаты. По словам представителей оппозиции, они не смогли получить ответы на свои вопросы. По словам представителя Единого национального движения Ники Мелия, что «такой подавленный, усталый, лишенный сил министр внутренних дел, у которого нет никаких ответов, является опасным для государственности».
По словам представителя Европейской Грузии Серги Капанадзе, оппозиция задает вопросы, министр собирает их, а затем отвечает на те вопросы, на которые хочет ответить, а на которые не отвечает – подшучивает.
Противоположную позицию занимают в правящей команде. Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе напомнил оппозиции о годах их правления и пояснил, что «у них (оппозиции) есть своя узкая политическая повестка дня», и им нет дела до процессов, происходящих в МВД.
В осуществлении своих узко политических интересов оппозицию обвинил также и сам министр ВД Георгий Гахария. В беседе с представителями СМИ после завершения заседания он заявил, что личные трагедии граждан Грузии и такое вопросы, как Давид-Гареджи и Панкиси, оппозиция «использует для того, чтобы сконвертировать это в политические бенефиты. Это просто позорно».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)