21 мая состоялся очередной раунд переговоров между правительством Грузии, Консорциумом по развитию Анаклия и международными финансовыми институтами по инвестиционному соглашению о развитии глубоководного порта в Анаклия на Черноморском побережье Грузии.
Стороны сперва провели встречу в Министерстве финансов Грузии. Позже встреча продолжилась в гостинице «Рэдиссон Блу Ивериа». Со стороны правительства во встрече участвовали министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили, министр финансов Вано Мачавариани, а также представители Министерства экономики и Министерства юстиции.
Во встрече также участвовали те четыре финансовых института (Азиатский банк развития (АБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC) США, которые должны выделить финансирование для строительства глубоководного порта Анаклия.
После завершения переговоров один из представителей Консорциума по развития Анаклия, бывший заместитель председателя Наблюдательного совета TBC банка Бадри Джапаридзе заявил, что «проекту не грозит никакое затруднение». «Это рабочий процесс, каждая сторона сильно настроена, чтобы этот проект был реализован», — заявил он.
По его словам, один из вопросов, по которому не достигнуто соглашение и продолжается обсуждение — это «страхование рисков движения грузов», и это означает, что при возникновении финансовой разницы в случае недостаточного грузооборота государство должно предоставить консорциуму в кредит сумму, подлежащую к выплате банкам.
Переговорам положительную оценку дал также генеральный директор Консорциума по развитию Анаклия Леван Ахвледиани, по словам которого, по семи требованиям из восьми, которые были выдвинуты со стороны банков-инвесторов, соглашение с правительством практически достигнуто. Что касается вопроса страхования рисков грузооборота, как пояснил Леван Ахвледиани, переговоры продолжатся, и «в этом направлении речь идет об определенных альтернативах».
«Мы провели переговоры с фондом ЕС, также есть механизмы, которые можно задействовать, и над которыми мы и без того работали. Есть определенная схема, и это достижимо», — заявил он.
По словам Ахвледиани, на встрече обсуждались также сроки соглашения, и «все стороны, включая правительство» выразили готовность в этом отношении. «Это не значит, что каким-то образом это будет ударом по строительному графику, мы делаем все для того, чтобы к 2021 году мы смогли принять первые суда», — заявил Ахвледиани.
Представители правительства также прокомментировали эти переговоры в беседе со СМИ. Министр инфраструктуры, вице-премьер Майя Цкитишвили также заявила, что главное соглашение, которое достигнуто между всеми тремя сторонами, заключается в том, что порт Анаклия является стратегически важным для страны. По ее словам, к участию в проекте Консорциума по развитию Анаклия позитивно относятся как банки, так и правительство.
По словам Цкитишвили, наиболее сложную позицию государство занимает по вопросу страхования коммерческих рисков, что является одним из восьми требований кредиторов. По ее заявлению, обсуждение продолжается именно по этому вопросу, а по всем остальным пунктам принципиальное согласие уже достигнуто.
«К сожалению, мы не сможем участвовать в вопросе коммерческих рисков, потому что государство никогда не участвовало в коммерческих рисках, ни в одном из проектов, которые реализуются в Грузии… Мы не сможем войти в эти риски», — отметила министр, добавив, что сроки финансовой поддержки проекта могут быть еще перенесены на более позднее время.
В связи с коммерческими рисками такой же комментарий сделал и министр финансов Вано Мачавариани. По его словам, государство готово поддержать реализацию проекта, но с точки зрения страхования коммерческих рисков правительство не сможет пойти на большие уступки. По его словам, если значительная часть рисков проекта будет передана под ответственность государства, то «коммерческий компонент и частная инициатива» теряются.
«Есть политические риски, форс-мажорные обстоятельства, риски, связанные с окружающей средой, законодательные риски, в будущем могут произойти изменения, по всем этим рискам мы максимально конструктивны, максимально открыты для помощи этого типа. Что касается коммерческих рисков, в том числе рисков по грузам, мы считаем, что это неправильно, чтобы государство взяло на себя финансовый риск в этой части», — заявил министр финансов.
Какие требования у международных финансовых институтов?
Международные финансовые институты — OPIC, АБИИ, ЕБРР и АБР, которые должны выделить для проект глубоководного порта Анаклия 400 миллионов долларов, по восьми вопросам требуют страхования рисков со стороны государства. Согласно информации, предоставленной Civil.ge Консорциумом по развитию Анаклия, эти пункты заключаются в следующем:
- Для фаз развития порта крайние сроки не должны быть установлены, и инвестор не должен быть обязан строить вторую фазу, если не будет потока грузов;
- Государство должно застраховать риск грузооборота — при необходимости, государство должно помочь консорциуму в покрытии финансовых обязательств перед международными институтами и одолжить ему деньги;
- Выдать компенсацию за задержку строительства железной дороги и автомобильной дороги;
- Процедура получения консорциумом кредита должна стать гибкой;
- Золотой акции государства должны установить ограничения;
Государство должно выплатить компенсацию в случае политической форс-мажорной ситуации; - Соглашение или компенсация законодательных изменений для кредиторов;
- В случае расторжения контракта государством, покрытие кредита в размере 400 миллионов долларов со стороны государства.
Знаки вопроса вокруг реализации проекта возникли после того, как Главная прокуратура Грузии начала расследование против Мамуки Хазарадзе и его заместителя Бадри Джапаридзе по делу об отмывании денег. Начатое расследование сам Мамука Хазарадзе увязал со строительством порта Анаклия, и заявил, что целью расследования было отстранение его самого и его заместителя Бадри Джапаридзе от проекта. Правящая команда, в свою очередь, отрицала связь расследования с проектом порта Анаклия.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)