Центр по обучению и мониторингу прав человека (EMC) обратился в Европейский суд по правам человека по делу Темирлана Мачаликашвили, получившего ранение во время спецоперации в Панкисском ущелье в декабре 2017 года и скончавшегося позже в больнице. Организация направила иск в Страсбург 5 июня после того, как посчитала, что «политические и правовые механизмы на национальном уровне не дали каких-либо ощутимых результатов».
На сегодняшней пресс-конференции юрист EMC Тамта Микеладзе заявила, что организация оспаривает нарушение государством трех статей Европейской конвенции по правам человека, в том числе:
- Право на жизнь (статья 2);
- Запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (статья 3);
- Право на эффективные внутригосударственные средства правовой защиты (статья 13).
Говоря о нарушении права на жизнь, Тамта Микеладзе отметила, что «на этапах планирования спецоперации, применении силы и расследования были совершены серьезные нарушения и государство не смогло соблюсти стандарты права на жизнь». По ее словам, проблема заключается в самой «логике планировании спецоперации», и «государство могло и без демонстрации такой силы выполнить постановление суда и задержать (Темирлана Мачаликашвили)».
Тамта Микеладзе обратила внимание на другие важные детали спецоперации, проведенной в доме Мачаликашвили, а также расследования дела. Она назвала «очень хрупкими» аргументы Службы госбезопасности, что якобы Темирлан Мачаликашвили пытался оказать сопротивление правоохранителям во время спецоперации, указывая на тот факт, что убитый молодой человек находился в своей постели ночью.
По ее словам, в деле был нарушен «стандарт объективности и независимости». «На начальном этапе расследования видна незаконная интервенция СГБ и уничтожение или повреждение наиболее важных доказательств. Материалы дела были переданы в прокуратуру через два месяца, что свидетельствует о номинальности следствия», — отмечает Тамта Микеладзе.
Кроме того, EMC сообщает, что прокуратура до сегодняшнего дня не присвоила статус пострадавшего семье покойного Темирлана Мачаликашвили, что затрудняет доступ к материалам дела. Организация выражает надежду, что, несмотря на проблему перегруженности, Европейский суд рассмотрит дело в ускоренном порядке, поскольку дело касается нарушения права на жизнь.
Наряду с ЕМС интересы семьи Мачаликашвили в Страсбурге будет защищать также Европейский центр защиты прав человека (EHRAC).
Малхаз Мачаликашвили, отец Темирлана Мачаликашвили, также дал комментарий представителям СМИ. Он охарактеризовал спецоперацию, проведенную в Панкисском ущелье в декабре 2017 года, как «зверски спланированный и проведенный теракт» и выразил надежду, что «Страсбург скажет свое слово и что руки Иванишвили туда не достанут». «Если достанут, то когда-нибудь все выясниться и каждый будет держать ответ, каждый будет наказан надлежащими мерами», — добавил он.
Предыстория
26 декабря 2017 года Служба государственной безопасности провела спецоперацию по задержанию подозреваемых в террористической деятельности, во время которой 18-летний житель Панкисского ущелья Темирлан Мачаликашвили был ранен смертельно. 10 января 2018 года он скончался от полученных ран в одной из Тбилисских больниц.
Служба государственной безопасности пояснила, что во время спецоперации Темирлан Мачаликашвили пытался оказать сопротивление и взорвать ручную гранату, на что со стороны СГБ последовало использование пропорциональной силы.
Семья погибшего не согласна с заявлением ведомства и заявляет, что Темирлан Мачаликашвили спал, когда в него стреляли. Семья требует справедливого расследования дела и наказания лица, убившего их сына, а также всех других виновных лиц. С такими требованиями Малхаз Мачаликашвили уже почти год, как проводит акции протеста в Тбилиси, на проспекте Руставели, у здания Парламента.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)