Site icon Civil.ge

Надараия: главная задача – интеграция жителей Гали в абхазское этнокультурное и политическое пространство

Темур Надараия, глава абхазской администрации Гали. Фото: abh-n.ru

Руководитель абхазской администрации Гали Темур Надараия в интервью абхазскому изданию «Нужная газета» от 22 ноября, подводя итоги своей пятилетней работы, заявил, что главной задачей является интеграция населения Гальского района «в абхазское этнокультурное и политическое пространство».

Для решения этой задачи Надараия говорит о необходимости принятия ограничительных мер, которые отразятся на правах местного грузинского населения в отношении получения образования на родном языке и их социально-экономических правах, и воспрепятствуют озвученной правительством Грузии в 2018 году инициативе «Шаг к лучшему будущему», которая предусматривает поощрение торговли с оккупированным регионом и развитие возможностей образования для проживающего там населения.

Лишение вида на жительство

«Мы здесь чувствуем постоянно, что Грузия имеет виды на Галский район», — заявил Надараия, пояснив, что «вмешательство во внутренние дела» касается как образования, так и здравоохранения.

По словам Надараия, несмотря на то, что Сухумский университет предлагает бесплатное обучение и стипендии грузинской молодежи, 160 грузинских молодых людей из Гальского и Ткварчельского*  районов были зачислены в вузы Грузии, а 30 абитуриентов поступили в абхазские вузы, что, по его словам, обусловлено льготами, установленными Тбилиси для абитуриентов, проживающих в Абхазии. «Все наши попытки интегрировать население района блокируются вот такими решениями Грузии», — сказал Надараия, добавив, что абхазская администрация будет вынуждена принять ответные меры.

По заявлению Надарая, уехавшая в остальную часть Грузии для учебы молодежь, как и большинство грузинского населения оккупированного Гальского района, которая не имеет т.н. «гражданства Абхазии» и проживают в Абхазии по документу «вида на жительство», будут лишены этого документа в том случае, если будут проводить в абхазии менее шести месяцев.

«Мы хотим сказать старшеклассникам, что они имеют право выбрать для учёбы вузы Грузии, но через шесть месяцев в течение года они лишатся вида на жительство и в Абхазию будут приезжать как иностранные граждане по визе», — говорит Надараия.

В то же время, Надараия с пониманием относится к пользованию населением Абхазии Программой бесплатной медицинской помощи Грузии и говорит, что, с учетом того, что Тбилиси не выплачивал «контрибуции за ущерб, нанесенный во время войны», предоставление медицинских услуг является «обязанностью» Грузии.

«Вид на жительство» позволяет проживающим в Гали грузинам сохранять гражданство Грузии, проживать в Абхазии, продавать или наследовать имущество и перемещаться в остальную часть Грузии, но полностью лишает их политических прав и права на приобретение собственности.

Владельцем еще одного документа для жителей абхазии — паспорта гражданина – может быть только этнический абхаз, а также то лицо, которое не является этническим абхазом, но проживал в Абхазии с 1994 по 1999 год, и не является гражданином какой-либо другой страны, кроме Российской Федерации.

Власти Сухуми приостановили выдачу абхазских паспортов этническим грузинам в регионе в 2013 году, опасаясь, что за этим процессом, как утверждали некоторые абхазские официальные лица, могла последовать «грузизация Абхазии». В 2014 году, незадолго до президентских выборов в регионе, 23 000 жителей Гали были исключены из списка избирателей.

К проведенным в 2019 году т.н. «президентским выборам» в Абхазии, абхазская избирательная администрация зарегистрировала в Гали около 900 избирателей (т.е. обладателей абхазского паспорта).

* — (Ткварчельский район является территориальной единицей, созданной абхазской администрацией в 1994 году, которая была создана на части территории оккупированного Очамчирского и Гальского районов. Часть территории Гальского района наряду с Ткварчельским районом также была передана и Очамчирскому району.)

Запрет преподавания грузинского языка

В дополнение к лишению «вида на жительство», Темур Надарая в качестве еще одной необходимой меры называет запрет на преподавание грузинского языка, но, по его словам, этот вопрос еще требует «обсуждения».

«Грузинская сторона должна понять, что, если она будет вмешиваться в наши внутренние дела, наша реакция будет адекватной, зеркальной, и мы будем принимать меры для защиты своей государственности», — заявил Надараия, который там же отметил, что в конституции Абхазии нет обязанности заботиться о грузинском языке.

По словам Надараия, тот факт, что до сих пор в Гальском районе в школах преподавали грузинский язык, был «доброй волей» абхазского государства. По его заявлению, с учетом того, что большинство населения района составляли мегрелы, для них вместо грузинского будет введено преподавание мегрельского языка.

«Никто не препятствует им в занятиях грузинским языком частным образом, но в государственных школах мы не обязаны проводить обучение грузинскому языку», — добавил Надараия.

За последние три года правительства оккупированной Абхазии и Цхинвальского региона заменили обучение на грузинском языке в остававшихся грузинских школах в Гальском и Ахалгорском районах на обучение на русском языке.

По информации государственного министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили, до 90-х годов в Гальском районе было 58 школ, в том числе 52 грузинских, 2 русских, 3 грузинско-русских и 1 грузинско-абхазская. 31 грузинская школа, которые оставались в Гали после войны 1992-1993 годов, постепенно перешла на русскоязычное обучение. Остальные 11 грузинских школ были также упразднены в 2015 году.

Министерство иностранных дел Грузии заявило в 2017 году, что в учебные программы тех 11 школ, которые ранее были полностью грузинскими, были внесены значительные изменения. В 1-4 классах было введено обучение русскому языку, а затем обучение стало полностью русскоязычным.

Запрет на торговлю с остальной Грузией

Темур Надараия также требует запрета на торговые отношения с остальной Грузией, ссылаясь на необходимость защиты абхазской «государственности».

«Мы так увлеклись внутриполитической борьбой, что забыли, что у нас есть враг, который ведет работу, направленную на уничтожение нашей государственности», — говорит глава абхазской администрации Гали, по словам которого, инициатива правительства Грузии — «Шаг к лучшему будущему», является «составной частью информационной гибридной войны».

«Присутствие товаров экономически более сильной Грузии на рынке экономически более слабой Абхазии является торговой экспансией. Создание совместных фирм, торговые грузино-абхазские операции, которые охотно финансируют грузинские банки, – это тоже экспансия», — говорит Надарая, по словам которого, «никакой торговли с государством, с которым находишься в состоянии войны быть не должно».

Надараия также ответил на вопрос журналиста о том, в тех условиях, когда товары из остальной Грузии все равно попадают в Абхазию контрабандным путем, «узаконение торговли» позволило бы Сухуми, с одной стороны, наполнить бюджет, а с другой стороны, снизило бы цены на импортируемый товар за счет конкуренции.

По словам Надараия, «легализация» торговли не будет иметь положительного экономического результата, не решит проблему контрабанды и с учетом уровня коррупции в Абхазии, будет способствовать только ухудшению ситуации. В то же время, по его словам, в случае «легализации» торговли появятся «тысячи абхазских предпринимателей», которые будут вовлечены в торговлю с Грузией. «Именно на этом построена программа «Шаг к лучшему будущему» – на создании контактов между нами», — сказал Надараия, добавив, что «торговля с Грузией – это угроза национальной безопасности».

«Покупая товары в Грузии, мы финансируем армию, которая в нас, возможно, будет завтра стрелять», — сказал Надараия, отметив, что «На этот вопрос должно быть наложено табу».

В апреле 2018 года правительство Грузии представило новую программу «Шаг к лучшему будущему», направленную на расширение экономических отношений и связей между народами для жителей Абхазии, Цхинвальского региона и остальной Грузии. Власти Грузии считают, что эта инициатива создает возможности для доступа произведенных в Абхазии и Цхинвальском регионе товаров на внутренний рынок Грузии, а также на внешние рынки с использованием преимущественных экспортных возможностей Грузии, в том числе, в рамках Соглашения с ЕС о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA).

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)